Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении.
У большинства детей с ОВЗ, запас знаний ограниченный, повышенная утомляемость, неустойчивость внимания, низкий уровень познавательных процессов.
Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у детей несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными. Этим в определённой мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.
Нарушения познавательной деятельности и личности ребёнка с общим психическим недоразвитием отчётливо обнаруживается в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Дети с ОВЗ, способны к развитию, которое осуществляется замедленно, постепенно, и представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность.
Развитие ребёнка с ОВЗ определяется биологическими и социальными факторами. К первым из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.
Социальные факторы – это ближайшее окружение ребёнка: семья, в которой он живёт; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время.
Недостаточная познавательная активность, слабо ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у детей с ОВЗ. Многие учёные, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. У детей с ОВЗ на уровне нервных процессов имеет место слабость замыкательной функции коры, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению. Всё это создаёт патогенную основу для снижения познавательной активности в целом. Дошкольники с ОВЗ характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Возбудимые дети хватают всё, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен. Заторможенные дети не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания. Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно.
Выполняемые действия с предметами являются стереотипными, привычка, а непроявление любознательности. Нередко, особенно дети младшего возраста, безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.
Разбирая особенности познавательной деятельности, нужно остановиться на структурных компонентах: внимании, интересе, ощущении и восприятии, мышлении, речи и т.д.
Хорошо известна роль, которую играет интерес в познавательной деятельности ребёнка. Это не означает, что вся познавательная деятельность побуждается только интересом и не предполагает волевого усилия. Однако интерес является тем условием, без которого нельзя обеспечить сознательное отношение ребёнка к учебной деятельности, продуктивность его работы. Интерес к знаниям и к трудовой деятельности повышает тонус детей с ОВЗ, создаёт у них радостное настроение, положительно влияет на темп и качество работы. Кроме того, он способствует улучшению дисциплины, активизирует вялых и пассивных, помогает детям преодолеть трудности.
Однако у детей дошкольного возраста, сформировать познавательный интерес весьма трудно.
На занятиях ребёнок легко отвлекается, его внимание соскальзывает с одного объекта на другой вследствие недостаточной целеустремлённости и устойчивости. Он переносит внимание с целого на части, с содержания на форму, с существенного на несущественное, что приводит к непоследовательности рассуждений, мышления и речи. Таким образом, сосредоточенность и интенсивность внимания ребёнка с ОВЗ значительно снижена, что ведёт его к утомлению и затрудняет учебную работу.
Недостатки внимания сказываются и на речи ребёнка: он не следит ни за тем, как говорят окружающие, ни за своей речью. Это часто ведёт к образованию аграмматизмов.
Недостатки внимания мешают следить за своей моторикой, что вызывает хаотичность движений.
Все эти дефекты, становятся, особенно заметны при изучении ими незнакомого или сложного материала, при встрече с трудностями.
Выработка произвольного внимания у детей с ОВЗ задача весьма сложная. Из-за недоразвития волевых процессов и слабой регулирующей роли интеллекта у ребёнка проще вызвать, непроизвольное внимание, особенно используя яркие и сильные раздражители.
Особенности и недостатки познавательной деятельности у детей с ОВЗ, подчёркивают особую важность учёта индивидуальных особенностей и применения индивидуального подхода при воспитании и обучении этих детей.
Подготовила:
учитель – дефектолог
Добронравова Е.Н.