Вы здесь

Back to top
Если ваш ребенок не говорит

Довольно часто к дефектологу обращаются родители с жалобами на задержку

речевого развития ребенка. Какую же работу нужно проводить с неговорящими детьми?

Как же им помочь?

Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в

комплексе. Учеными было доказано, что развитие мелкой моторики, имеет большое

значение для формирования речи. Функции кисти рук и речи тесно связаны, тренировка

пальцев рук считается мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно

общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий

материал для подражания.

Речь является не врожденной способностью ребенка, а приобретенной. Поэтому

надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком

нельзя произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова.

Комплекс упражнений, способствующих развитию речи ребёнка

1. Артикуляционная гимнастика.

«Окошко» - широко открыть рот «жарко», закрыть рот «холодно».

«Улыбка» - «Дудочка» (и – у).

«Хвостик» - язычком вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.

«Вкусное варенье» - слизывать широким язычком варенье с верхней губки.

«Шарик» - надуть щёки, сдуть щёки.

«Лошадка» - поцокать узким язычком.

2. Дыхательные упражнения.

Отработать сильный «ветерок».

  • сдувать ватку с кончика носа;
  • сдувать ватку, листочек, снежинку с ладошки;
  • дуть через трубочку в стакан с водой; мыльные пузыри.
  • дуть на султанчики.

3. Массаж пальчиков левой и правой руки.

Массаж выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью.

Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков. Массаж пальчиков с помощью мячика Су-джок.

Пальчиковая гимнастика

Ребенок выполняет сам.

Играет на «пианино».

«Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.

Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.

Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.

Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.

Покажи «козу».

Покажи «ушки у зайчика».

Играем на «барабане».

Хлопаем в ладоши.

Очень хорошо проводить пальчиковые игры, сопровождаемые словами.

«Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем грибы искать!

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик только ел,

От того и потолстел (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

4. Работа с мелким раздаточным материалом.

Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена,

рисовых зерен, палочек.

Работа с вкладышами.

Пирамидки различных размеров.

Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.

Шнуровка (используют плотный картон с дырочками)

Застёгивание пуговиц.

Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.

5. Аппликация.

Учить работать с ножницами: держать ножницы, резать по линиям, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры, вырезают из цветной бумаги и делают из них аппликации.

6. Рисование.

Учите правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учите аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.

7. Развитие словаря.

Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.

Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их, показывая или приносить.

Учить произносить звукоподражание к изображениям на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.

Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.

Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это

кошка?», «А показать собаку?».

Обязательно читайте малышу стихи, сказки, потешки.

Занятие проводите в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.

Подготовила:

учитель-дефектолог

Добронравова Е.Н.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами