Довольно часто к дефектологу обращаются родители с жалобами на задержку
речевого развития ребенка. Какую же работу нужно проводить с неговорящими детьми?
Как же им помочь?
Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в
комплексе. Учеными было доказано, что развитие мелкой моторики, имеет большое
значение для формирования речи. Функции кисти рук и речи тесно связаны, тренировка
пальцев рук считается мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно
общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий
материал для подражания.
Речь является не врожденной способностью ребенка, а приобретенной. Поэтому
надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком
нельзя произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова.
Комплекс упражнений, способствующих развитию речи ребёнка
1. Артикуляционная гимнастика.
«Окошко» - широко открыть рот «жарко», закрыть рот «холодно».
«Улыбка» - «Дудочка» (и – у).
«Хвостик» - язычком вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
«Вкусное варенье» - слизывать широким язычком варенье с верхней губки.
«Шарик» - надуть щёки, сдуть щёки.
«Лошадка» - поцокать узким язычком.
2. Дыхательные упражнения.
Отработать сильный «ветерок».
- сдувать ватку с кончика носа;
- сдувать ватку, листочек, снежинку с ладошки;
- дуть через трубочку в стакан с водой; мыльные пузыри.
- дуть на султанчики.
3. Массаж пальчиков левой и правой руки.
Массаж выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью.
Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков. Массаж пальчиков с помощью мячика Су-джок.
Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
Играет на «пианино».
«Лягушки» - одновременное разгибание пальчиков.
Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
Покажи «козу».
Покажи «ушки у зайчика».
Играем на «барабане».
Хлопаем в ладоши.
Очень хорошо проводить пальчиковые игры, сопровождаемые словами.
«Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.
По грибы
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать!
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
От того и потолстел (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
4. Работа с мелким раздаточным материалом.
Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена,
рисовых зерен, палочек.
Работа с вкладышами.
Пирамидки различных размеров.
Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
Шнуровка (используют плотный картон с дырочками)
Застёгивание пуговиц.
Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.
5. Аппликация.
Учить работать с ножницами: держать ножницы, резать по линиям, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры, вырезают из цветной бумаги и делают из них аппликации.
6. Рисование.
Учите правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учите аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.
7. Развитие словаря.
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации, при которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью.
Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их, показывая или приносить.
Учить произносить звукоподражание к изображениям на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.
Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.
Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это
кошка?», «А показать собаку?».
Обязательно читайте малышу стихи, сказки, потешки.
Занятие проводите в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Добронравова Е.Н.