Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: учителя – дефектолога, воспитателя, и, конечно же, родителей. В связи с этим к речи взрослых предъявляются особые требования.
Прежде всего, речь должна быть неторопливой. Спокойный, несколько
замедленный темп речи взрослого способствует лучшему её пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счёт повышения
или понижения голоса в тех местах, в которых следует привлечь внимание ребёнка, особенно чётко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные предложения.
Следует помнить, что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания.
Рассказывая сказку, нужно говорить:
- то низким, грубым голосом, изображая медведя;
- то высоким, тонким голоском, изображая зайчика;
- то ласковым, нежным, вкрадчивым голосом – лису. (Сказка «Колобок»)
Подражая взрослому, ребенок учиться передавать интонационную окраску речи. К выразительным средствам относятся также паузы и логические ударения.
По содержанию ваша речь, должна быть простой и доступной для понимания ее ребенком.
В то же время речь взрослого не должна быть упрощенной: в нее следует включать слова и словосочетания, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка, т.е. он их понимает (пассивная речь), но не использует при построении высказываний (активная речь).
Как показывает практика, не менее важным является вопрос о том, как взрослый преподносит ребенку речевой образец. Довольно часто можно наблюдать, что в ходе общения нет тесной связи между речью взрослого и ребенка, взрослый надеется, что слушая его, малыш постепенно усваивают то, что слышат. Однако его нужно специально учить пользоваться этим речевым образцом.
Для этого сначала посмотрите, как малыш отвечает на ваши вопросы: использует ли он слова из речевого образца. И далее вам, следует научить ребенка, применять в активной речи новые слова. Обучение строится следующим образом: вы, привлекаете внимание ребенка, к содержательной стороне своей речи и интонационно выделяет слова, которые надо запомнить. Потом, когда малыш отвечает на вопросы, вам нужно помочь ему припомнить эти слова.
Например, вы характеризуете шерсть собаки словами: чёрная, блестящая, кудрявая.
На вопрос: «Какая шерсть у собаки?» - ребенок, как правило, употребляет только одно слово из образца – чёрная. Слова – блестящая, и кудрявая проходят как бы мимо слуха ребёнка, но если обратить на них внимание, то малыш будет использовать их в своих ответах. Как это сделать? В данном примере можно привлечь внимание ребёнка к речи так: «Послушай, как я говорю о шерсти, и запомни, какая она. Шерсть чёрная, блестящая и кудрявая. Ты, запомнил, какая шерсть?
Ваша речь, должна быть правильной всегда, не только когда вы выполняете домашнее задание, но и в ходе простого каждодневного общения с ребенком.
И последнее требование к речи взрослого состоит в ее дозировке. Мера речевого участия взрослого определяется периодом обучения ребенка. В начале обучения, пока активность малыша ещё мала, допустимо такое соотношение, когда взрослый говорит больше, чем ребенок. Но по мере возрастания речевой активности вашего малыша соотношение его речи и вашей, должно изменяться.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Добронравова Е.Н.