Воображение – это способность воспроизводить в сознании отсутствующий предмет или объект, удерживать его в сознании и манипулировать им. По степени выраженности различают воображение активное и пассивное. В дошкольном возрасте необходимо развивать склонность к фантазированию в соответствующих видах творческой деятельности.
Игры для развития воображения у дошкольников:
1. «Пантомима»
Ребенку предлагается изобразить при помощи жестов какой-либо предмет.
2. «Дорисуй»
Детям предлагают дорисовать незаконченные фигурки.
3. «Угадай»
Детям дается геометрическая фигура и предлагается нарисовать как можно больше предметов, содержащих эту фигуру.
4. «Несуществующее животное»
Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?»
5. «История жизни»
Пусть историю своей жизни расскажет любимая игрушка, мыло в ванной, старый диван, съедаемая груша.
6. «Новые старые сказки»
Возьмите старую, хорошо известную ребенку, книжку и попробуйте вместе придумать новую историю к иллюстрациям из нее.
Предложите новый поворот в старой сказке, пусть ребенок продолжит. Например, Красная Шапочка не сказала волку, где дом бабушки и даже пригрозила позвать дровосека. А на картине отыщите репродукции картин, содержание которых малышу еще не известно. Дайте ему возможность высказать собственную версию о нарисованном. Возможно она будет не слишком далека от истины?
6. «Продолжи рисунок»
Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
7. «Фантастическая история»
Вырежьте малышу (а лучше пусть он сделает это сам) цветные изображения различных животных или растений (из журналов и старых книг). Изображение каждого животного следует разрезать еще на несколько частей. Перемешайте. Вот и готова игра "разрезные картинки". Однако главное задание впереди. Для его выполнения требуется лист бумаги и клеящий карандаш. Игра состоит в том, чтобы из кусочков изображений разных животных или растений склеить невиданное, но симпатичное существо, придумать ему имя и историю. Если в игре примет участие и взрослый, у фантастического зверя появится товарищ.
8. «Разноцветные салфетки»
Взрослый достает из стаканчика бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы и говорит ребенку: «Посмотри, это лужок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем?». Взрослый с ребенком старательно нюхают цветочки, обсуждают их запах.
В следующий раз голубая салфетка может стать речкой или озером, по которому будут плавать кораблики-скорлупки, а желтая - песочком, на котором будут греться под солнышком маленькие игрушки.
Воображение в дошкольном и младшем школьном возрасте является важной предпосылкой к учебной деятельности. Вот почему так важно развивать воображение.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Полухина Н.А.