Родителям будущих первоклассников о формировании положительного отношения к школе и учебной активности
Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно.
Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так. «Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе.»
В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной.
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас будешь отличником», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».
Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи, трудности в поиске друзей, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».
Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. В дальнейшем, ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанную с предстоящим обучением в школе.
Таким образом, ни позитивный, ни негативный образ школы не приносит пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд: «Ты сможешь все, если немного постараешься».
Почему же некоторые дети, придя школу, не хотят учиться или не могут этого делать?
Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности – освоение позиции школьника. Что же включает в себя позиция школьника?
Первое – это умение слышать учителя, т. е. выполнять инструкции и следовать указаниям учителя. Но иногда дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкцию, а некоторые слушают ее, но потом забывают или же торопятся и пропускают нужные действия.
Второй компонент позиции ученика – наличие у ребенка стремления справиться с учебными трудностями.
Третий компонент – умение не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому – нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка.
Важно, чтобы ребенок был способен поставить перед собой цель, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Этому способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании.
Школа для ребенка должна стать привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Формированию положительного отношения к школе способствуют
• Экскурсии с ребёнком в школу.
• Встреча и знакомство с учителями.
• Рассказы о своих любимых учителях.
• Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
• Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.
• Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
• Семейное чтение художественной литературы.
• Организация книжного уголка для ребёнка.
• Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.
• Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».
И ещё несколько советов:
• признавайте право ребёнка на ошибку;
• научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;
• учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;
• научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать;
• научите ребёнка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализировать их;
• главное: постоянно показывайте, что вы уверены в нём и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы — его защита и опора.
Никогда не запугивайте детей школой!
Подготовила:
педагог-психолог
Бартенева О.В.