Вы здесь

Back to top
Родителям будущих первоклассников

Родителям будущих первоклассников о формировании положительного отношения  к школе и учебной активности

Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно.

Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так. «Настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе.»

В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной.

Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас будешь отличником», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи, трудности в поиске друзей, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Иногда родители используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: «За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».

Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. В дальнейшем, ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанную с предстоящим обучением в школе.

Таким образом, ни позитивный, ни негативный образ школы не приносит пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд: «Ты сможешь все, если немного постараешься».

Почему же некоторые дети, придя школу, не хотят учиться или не могут этого делать?

Первый шаг ребенка на пути формирования учебной активности – освоение позиции школьника. Что же включает в себя позиция школьника?

Первое – это умение слышать учителя, т. е. выполнять инструкции и следовать указаниям учителя. Но иногда дети начинают выполнять задания, не дослушав инструкцию, а некоторые слушают ее, но потом забывают или же торопятся и пропускают нужные действия.

Второй компонент позиции ученика – наличие у ребенка стремления справиться с учебными трудностями.

Третий компонент – умение не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому – нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка.

Важно, чтобы ребенок был способен поставить перед собой цель, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своей деятельности, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Этому способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании.

Школа для ребенка должна стать привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

 

Формированию положительного отношения к школе способствуют

• Экскурсии с ребёнком в школу.

• Встреча и знакомство с учителями.

• Рассказы о своих любимых учителях.

• Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

• Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обучением.

• Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

• Семейное чтение художественной литературы.

• Организация книжного уголка для ребёнка.

• Знакомство с пословицами и поговорками, в которых славится ум, подчёркивается значение книги.

• Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре «Школа».

И ещё несколько советов:

• признавайте право ребёнка на ошибку;

• научите его относиться к ошибкам и неудачам как к естественному и даже необходимому, когда учишься;

• учите ребёнка находить ошибки, проверять и контролировать себя;

• научите его использовать ошибки для того, чтобы лучше понять и узнать;

• научите ребёнка видеть причины своих неуспехов в себе самом и анализировать их;

• главное: постоянно показывайте, что вы уверены в нём и одновременно пусть он всегда чувствует, что вы — его защита и опора.

Никогда не запугивайте детей школой!

 

Подготовила:

педагог-психолог

Бартенева О.В.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами