Вы здесь

Back to top
Как развивать воображение у ребенка

На сегодняшний день сложилась тенденция недооценивать такой психический процесс, как воображение. Родителей в основном волнуют два вопроса - здоровье детей и их подготовка. к школе.

Решая последний, они начинают обучать малыша чуть ли не с пеленок, превращая окружающую среду в маленькую школу.

Таким образом жизнь ребенка подчиняется одной задаче - как можно лучше подготовиться к школе. Увы, такой подход себя не оправдывает, и с каждым годом растет количество детей – да, умненьких, начитанных, умеющих пользоваться компьютером и, наверное, знающих, что такое губные. переднеязычные и заднеязычные согласные - но совершенно не готовых психологически к роли учащегося. В чем же дело?

Психическое развитие детей идет скачкообразно, определенными периодами, каждый из которых основывается на предыдущем и обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием. Если по каким-либо причинам на одном из этапов ребенок не освоил определенный вид деятельности, не получили развитие специфические черты его личности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности.

Ведущая деятельность для дошкольного возраста – игра, а возрастное психологическое новообразование – воображение.

Следовательно, если ребенок не доиграл, не дофантазировал, не овладел всеми видами игры, он не сможет легко обучаться в школе. Готовность к школе - далеко не сумма каких-то знаний, умений и навыков, это определенная цепь психического развития, которая характеризуется в числе прочего последовательным появлением «умных» эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею.

Ребенок с хорошо развитым воображением умеет:

  • гибко и неординарно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны;
  • находить несколько решений для одной задачи;
  • ставить целил визуализировать их, планировать пути их достижения;
  • предполагать возможный исход событий, видеть несколько вариантов их развития и возможные риски
  • быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявляя смекалку.

Помогая ребенку развить воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.

Итак, для того, чтобы стимулировать развитие воображения у ребенка, необходимо следующее:

1. 0богащать жизненный опыт. Чем богаче палитра переживаемых впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии малыша. Для этого

необходимо: разнообразить тактильные ощущения; пробовать новые вкусы и ароматы; путешествовать; ходить на концерты, спектакли, в музеи;

совершать прогулки на природе в лес, к берегу реки, озера;

играть на подручных музыкальных инструментах - кастрюлях, ложках, разделочных досках, бокалах и пр.

2. Читать. Чтение книг о далеких, загадочных странах, приключениях, жизни людей способствует развитию фантазии - ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, страны, в которых происходят те или иные события, кроме того, пополняется его запас слов и образов.

3. Сочинять истории. Благодаря этому ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители укрепляют его чувство собственной значимости.

4. Рисовать. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения между ними. Важно обсуждать с ним его работы, просить рассказать историю каждого героя, что с ними было, что будет.

5. Придумывать разнообразные способы использования подручного материала. В игре может пригодиться абсолютно все: из полотенца

получится отличный тюрбан, из простыни и стульев - палатка или крепость, бусинки могут стать драгоценными камнями, одеяло - ковром самолетом, коробка из-под телевизора домом, в который даже можно провести свет, занавески на окнах - парусами, а квартира - кораблем Самые простые вещи, окружающие нас, как правило, оказываются самым подходящим реквизитом для игры и стимулируют воображение

б. Поощрять детские игры с вымышленными персонажами.

Изображая события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания.Такие игры развивают самодисциплину: ребенок сам придумывает правила и неукоснительно следит за их выполнением, лучше понимает причинно-следственные связи, создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического конца, он учится творчески мыслить и решать различные проблемы

Игры и упражнения на развитие воображения

Упражнение «Продолжи рисунок»

Нарисуйте на листе бумаги шесть кружков одинакового размера. Предложите ребенку дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки. Как вариант - нарисуйте шесть квадратов, попросите ребенка

придумать шесть разных рисунков включающих эти квадраты как часть.

Игра «Волшебные фигуры»

Вниманию ребенка предлагаются разнообразные геометрические фигуры из цветного картона. Задача придумать во что они могут превратиться.

Игра-упражнение «Придумываем новую жизнь старым предметам»

Творческая задача - придумать необычное применение хорошо знакомым, заурядным предметам. Это могут быть: спичечный коробок, карандаш, зубная щетка, пуговицы, лампочка, пробки от бутылочек из-под сока и пр.

Игра с рисованием «Загадочный зверь Элефант»

Творческая задача - придумать и нарисовать животное, которое может носить такое имя, как Элефант. В процессе рисования нужно сочинить про него историю, включив в нее описание внешнего вида, место обитания, привычки и т. д.

Подготовила:

педагог-психолог

Шкуратова Ю.С.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами