Вы здесь

Back to top
Причины возникновения нарушений речи

        В настоящее время число детей с речевыми патологиями растет. С каждым годом всё чаще и чаще у детей наблюдаются различные нарушения речи.

      Нарушение речи – это трудности при коммуникации с окружающими. Они проявляются в искаженном произношении, нечеткой дикции, появляются трудности при составлении фраз или предложений, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции и дает возможность максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

 

Причины возникновения нарушений речи.

Специалисты различают внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) факторы, а также условия окружающей среды.

 

К внутренним (эндогенным) факторам относятся:

  • Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек и т.п.).
  • Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
  • Аллергии матери.
  • Перенесенные переливания крови.
  • Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
  • Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов).
  • Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод и т.п.).
  • Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя на возникновение различных дефектов речи, описан эмбриональный алкогольный синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.
  • Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов, осложненных родов (кесарева сечения, 2 и более выкидышей .
  • Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).
  • Аномалии скелета (нарушение осанки матери).
  • Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
  • Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера, нагрузки социального характера).

Внешние (экзогенные) факторы:

  • Различные психические травмы (сильный испуг, расставание с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. п.).
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

Также причинами речевых нарушений ребёнка могут быть:

  • соматическая ослабленность;
  • замедленное психофизическое развитие ребёнка;
  • отягощенная наследственность;
  • неправильное строение органов речевого аппарата;
  • невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
  • подражание неправильной речи окружающих;
  • двуязычие в семье и др.

Для предупреждения недостатков и успешного развития детской речи необходимо:

  • Следить за общим состоянием ребенка, укреплять и закалять его организм;
  • Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки, не допускать хронического насморка; следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос и т. д.
  • Создавать все условия для правильного речевого воспитания ребенка в семье;

А также важно правильно построить речевое общение с ребёнком:

  • Речь взрослого должна быть образцом для подражания, с четкой артикуляцией и точной интонацией; особое внимание нужно уделять ясному проговариванию окончаний изменяемых слов, : «Это ведро, а это ведра, здесь много ведер и т. д.»;
  • Во время общения с ребенком нужно, чтобы он мог видеть движения Ваших губ и предмет, о котором Вы рассказываете;
  • Не перегружайте ребенка большим количеством нового материала;
  • Для общения не используйте жесты, взгляды, а больше проговаривайте вслух;
  • Стремитесь создавать такие ситуации, при которых дети будут вынуждены обратиться к Вам с просьбой, вопросом или повторить Ваши слова;
  • Старайтесь предъявлять одни и те же требования к речи детей, занимайтесь дома понемногу, но каждый день, выбирая время, когда ребенок в хорошем настроении, не утомлен;
  • Не следует наказывать детей за ошибки, погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять; если ребенок ошибся, не следует повторять его неверный ответ, лучше несколько раз повторить правильную форму.

Будьте доброжелательны и терпеливы.

 

Подготовила:

учитель-дефектолог

Добронравова Е.Н.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами