В настоящее время число детей с речевыми патологиями растет. С каждым годом всё чаще и чаще у детей наблюдаются различные нарушения речи.
Нарушение речи – это трудности при коммуникации с окружающими. Они проявляются в искаженном произношении, нечеткой дикции, появляются трудности при составлении фраз или предложений, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции и дает возможность максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.
Причины возникновения нарушений речи.
Специалисты различают внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) факторы, а также условия окружающей среды.
К внутренним (эндогенным) факторам относятся:
- Заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек и т.п.).
- Отягощенная наследственность (диабет, гипертония, пороки развития, генетические и психические заболевания).
- Аллергии матери.
- Перенесенные переливания крови.
- Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.
- Иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов).
- Многообразная акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод и т.п.).
- Курение во время беременности, употребление алкоголя. Научно доказано влияние алкоголя на возникновение различных дефектов речи, описан эмбриональный алкогольный синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.
- Состояние после лечения бесплодия, преждевременных родов, осложненных родов (кесарева сечения, 2 и более выкидышей .
- Короткий промежуток между двумя беременностями (менее 1 года).
- Аномалии скелета (нарушение осанки матери).
- Беременности до достижения 18 лет или после 40 лет.
- Особые психические нагрузки (семейного или профессионального характера, нагрузки социального характера).
Внешние (экзогенные) факторы:
- Различные психические травмы (сильный испуг, расставание с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. п.).
- Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
- Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
- Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.
Также причинами речевых нарушений ребёнка могут быть:
- соматическая ослабленность;
- замедленное психофизическое развитие ребёнка;
- отягощенная наследственность;
- неправильное строение органов речевого аппарата;
- невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
- подражание неправильной речи окружающих;
- двуязычие в семье и др.
Для предупреждения недостатков и успешного развития детской речи необходимо:
- Следить за общим состоянием ребенка, укреплять и закалять его организм;
- Своевременно санировать полость рта, следить за состоянием носоглотки, не допускать хронического насморка; следить, чтобы после ангины дети не перенапрягали голос и т. д.
- Создавать все условия для правильного речевого воспитания ребенка в семье;
А также важно правильно построить речевое общение с ребёнком:
- Речь взрослого должна быть образцом для подражания, с четкой артикуляцией и точной интонацией; особое внимание нужно уделять ясному проговариванию окончаний изменяемых слов, : «Это ведро, а это ведра, здесь много ведер и т. д.»;
- Во время общения с ребенком нужно, чтобы он мог видеть движения Ваших губ и предмет, о котором Вы рассказываете;
- Не перегружайте ребенка большим количеством нового материала;
- Для общения не используйте жесты, взгляды, а больше проговаривайте вслух;
- Стремитесь создавать такие ситуации, при которых дети будут вынуждены обратиться к Вам с просьбой, вопросом или повторить Ваши слова;
- Старайтесь предъявлять одни и те же требования к речи детей, занимайтесь дома понемногу, но каждый день, выбирая время, когда ребенок в хорошем настроении, не утомлен;
- Не следует наказывать детей за ошибки, погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять; если ребенок ошибся, не следует повторять его неверный ответ, лучше несколько раз повторить правильную форму.
Будьте доброжелательны и терпеливы.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Добронравова Е.Н.