Все родители хотели бы, чтобы их ребенок был не только здоров физически, но и владел чистой, развитой речью.
Как педагогу, мне приходится встречать два противоположных отношения родителей к ребенку.
Первые - бьют тревогу, если их малыш не говорит развернутыми предложениями в два года.
Вторые – говорят, что их малыш, не такой как все, что у него индивидуальные особенности, даже если к трем годам словарный запас ребенка не превышает 30 слов. И только тогда, когда врачи ставят задержку речевого развития, обращаются к специалистам.
Задержка речевого развития (ЗРР) развивается у детей, имеющих замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь. Обычно это обусловлено генетически. Если ваши родственники или родственники вашего мужа заговорили поздно, то у вашего малыша уже есть наследственная предрасположенность к ЗРР.
Малыш может молчать, если родители с ним мало разговаривают, а усаживают перед телевизором, чтобы заниматься своими делами. Они считают, что на экране есть и яркие картинки, и правильная речь.
Но на самом деле никакого познавательного процесса в момент просмотра телевидения не происходит, мозг ребенка впадает в «эмоциональную кому». А яркие картинки приводят к перевозбуждению неокрепшей психики малыша, повышенной тревожности и агрессии.
Нарушение становления речи у детей могут вызывать и неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, увеличенное внутричерепное давление. Также причинами ЗРР становятся тяжело протекающие инфекции, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы. Иногда недуг развивается на фоне снижения слуха. Ведь для правильного формирования речи малышу необходимо слышать речь окружающих. Обратите внимание, как ваш малыш отзывается на свое имя, реагирует на громкие звуки (особенно после отита, гриппа). Чтобы окончательно развеять сомнения, проконсультируйтесь с отоларингологом.
В любом случае, если ваш малыш не отличается разговорчивостью, стоит показаться дефектологу. Лучше не давать периоду «молчания» затягивается: если коррекционное обучение проводится поздно (после 4 - 5 лет), у ребенка начинает отставать и интеллектуальное развитие.
При подозрении на ЗРР сходите на консультацию к психологу и детскому неврологу, диагноз ставится на основании комплексного заключения этих специалистов. Лечение подбирается в соответствии с причиной, вызвавшей задержку развития речи.
Если проблема психологическая (недостаток внимания), лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Чаще рассказывайте малышу стихи, пойте песенки, читайте книжки. На прогулке рассказывайте о деревьях, птицах, цветах, проговаривайте с ребенком свои и его действия во время одевания, приготовления еды. Очень полезны пальчиковые игры, лепка, рисование, выкладывание мозаики: участки мозга, отвечающие за развитие речи и ручной моторики, тесно взаимосвязаны.
Если проблема неврологического характера, то есть, вызвана мозговой дисфункцией, лечение назначает врач - невролог. Он подберет курс препаратов, которые стимулируют интеллектуальную деятельность.
Одновременно должны проводиться занятия с дефектологом.
Если задержка речи вызвана нарушением слуха, терапию подбирают специалисты соответствующего профиля (сурдолог, отоларинголог).
Но бывают случаи, когда ребенок начинает говорить неожиданно, без специального обучения, и в дальнейшем его речь развивается как у сверстников. Некоторые дети совершают резкий переход от небольшого набора слов к фразовой речи. Лингвисты называют такой скачок языковым взрывом. Чаще это происходит летом, когда малыш получает много новых впечатлений, а его организм становится крепче.
Подготовила:
учитель-дефектолог
Добронравова Е.Н.