Когда наши дети идут в школу, все мы хотим, чтобы они хорошо учились. Важным фактором успешного обучения является физическая готовность. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Все дети индивидуальны и развиваются по–разному. В старшем дошкольном возрасте относительно хорошо развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук.
Нужно развивать мелкую моторику, так как она оказывает влияние на формирование, готовности руки к письму. Развивает детскую усидчивость, речь ребёнка.
Одно из самых эффективных способов развития мелкой моторики является игры – шнуровки по Монтессори. Эти игры с шнурованием укрепляют мышцы кистей рук, развивают воображение, глазомер, внимание, цветовостприятие, логическое мышление, ловкость рук, пальчиков.
Игры с мячом как средство развития мелкой моторики и речи у младших школьников.
В этом возрасте велик риск развития плоскостопия. Очень важно вовремя предотвратить его развитие. Одним из неблагоприятных факторов развития этой патологии является неправильно изготовленная или приобретённая обувь.
Для стимуляции мышц и связок очень хорошо могут выступать жёсткая трава, камни, песок, земля. Детская обувь должна быть с небольшим каблучком, жёстким задником супинатором. Последствия плоскостопия – нарушение работы всего опорно-двигательного аппарата, в том числе позвоночника.
Особое внимание родителям следует уделить формированию правильной осанки дошкольника. Чтобы к школьному возрасту была правильная осанка, ребёнку нужно обеспечить:
- Полноценное правильное питание;
- Прогулки на свежем воздухе;
- Правильно оборудованное соответственно росту рабочее место (стол, парта);
- Регулярные физические нагрузки согласно возрасту (гимнастика, танцы, ЛФК);
- Полноценный отдых и сон;
- Подходящее спальное место (ортопедический матрац, подушка);
Нужно прививать привычку правильно сидеть за столом, во время занятий, просмотра телевизора, компьютерных игр.
Итак,стол должен иметь высоту на 2-3 см выше локтя свободно опущенной руки ребенка. Высота стула должна быть равна высоте голени, т.е. ноги сидящего ребенка должны доставать до пола и быть согнуты в коленях под прямым углом. Спина должна плотно прикасаться к спинке стула,которая имитирует естественный поясничный изгиб. Между грудью ребенка и краем стола должно быть расстояние не мание 2 см, голова слегка наклонена вперед. Но нужно помнить , что длительное сидение в одной позе так же вредно, как и неправильная посадка. Разминки, смена положения и рода занятий способствуют сохранению физического здоровья.
При подготовке детей к школьному обучению советуем обратить внимание на следующие моменты.
1. Усидчивость, возможно, развивать лишь при условии полного удовлетворения потребности в движении.Поэтому, прежде чем усаживать ребёнка за стол читать или писать, необходимо убедиться, что он достаточно перед этим двигался. В противном случае занятия не дадут нужного результата, вызвав переутомление.
2. Считается, что умственное развитие осуществляется только в процессе специального организованных бесед, чтения книг с непременным участием взрослого. Это не совсем верно. Движения и здесь окажут неоценимую услугу.
Например, в самостоятельной игре с мячем, ребёнок получает интенсивную тренировку многих мозговых центров, тренируются, не руки, а прежде всего, мозг. В игре ребёнок упражняет память, внимание, волю, учится соподчинять движения рук, глаз, приобретает разносторонние знания о свойствах мяча, определённые пространственно – временные представления. Огромную зарядку получают мышцы, сердце и другие органы.
Следовательно, одна из главнейших задач семьи при подготовке детей к школе заключается в правильной организации двигательного режима, который можно рассматривать и как средство развития интеллекта, речи ребёнка, умения управлять собой.
3. В семье обязательными должны стать утренняя гимнастика в сочетании с закаливанием, физические упражнения и подвижные игры на воздухе со сверстниками. Полезные семейные туристические походы, лыжные прогулки, выезды на природу с плаванием, весёлыми играми и соревнованиями.
Задания, направленные на выявление физической подготовленности детейк обучению в школе.
- Выявление показателей правильности развития основных движений по Е.Г. Леви-Гориновской. Овладение детьми школой мяча: бросание, ловля, забрасывание мяча в баскетбольную корзину, ведение мяча, различные манипуляции с мячом.
- «Челночный бег» - 10м. Х 3 с.
- Бег с высокого старта - 10 м.
- Измерение способности удерживать равновесие. Модифицированная поза М.И. Ромберга: стойка на полу, носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги; стопы расположены на прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги; руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед (взгляд ребенка фиксирован).
- Простоять в позе руки по швам 15 секунд;
- Вытянуть руки вперед, простоять еще 5 секунд;
- Закрыть глаза и простоять в данной позе еще 15 секунд.
Ошибкой и прекращением выполнения заданий считается схождение с места, поворот, переступание, смещение пятки или носка с линии, сильные покачивания из стороны в сторону.
Оценка координации движений. Выполнение заданий во время ходьбы:
- Шаг левой ногой, правая рука вверх, шаг правой ногой, левая рука вверх, правая на плечо, левая на плечо, правая рука вниз, левая рука вниз и т.д
- Во время ходьбы перекрестная смена положений рук: руки в сторону, вверх, на плечи, на пояс.
Уважаемые родители! Помните, что хорошая физическая подготовка ребёнка помогает ему не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками. Укрепить иммунитет, улучшить здоровье ребёнка.
Подготовила:
инструктор по ФК
Тихонова Г.Ю.