Решение задач – это то, c чего в семье начинается математическое образование детей. Детям нравится решать задачи, они проявляют к ним большой интерес. Этому бы только радоваться, но многие родители допускают ошибку. На вопрос, что значит решить задачу, взрослые отвечают, не задумываясь – найти правильный ответ, сводя решение задач к элементарным вычислениям.
Наша задача в том, что мы должны научить ребенка рассуждать решая задачу, т. к. при рассуждении раскрывается смысл того арифметического действия, которые надо произвести с числовыми данными.
Решение задач – это итог всей дошкольной математической подготовки детей.
Обучение решению задач можно разбить на 3 этапа.
1 этап. На этом этапе показывается, как практически составляются задачи:
1. Дается образец составления задачи воспитателем
2. Разбор задачи по частям. Дается понятие «условие» и «вопрос»
3. Затем идет закрепление на 3-4 занятиях структуры задачи, причем каждый раз выделяя условие и вопрос.
Составлять задачи можно по действиям детей, по игрушкам, по картинкам. Анализировать каждую задачу, учить ее осмысливать, выделять каждый раз условие и вопрос, дать развернутый ответ к задаче. Для закрепления можно использовать работу в парах, в командах. Работая в паре, каждый ребенок получает возможность рассказать друг другу свою задачу и спросить об условии, вопросе и ответе. Когда дети научились составлять задачи, разбирать их по частям можно переходить к следующему этапу.
2 этап. Начинается формирование арифметического действия «сложение» и «вычитание». Учить детей записывать решение задачи при помощи цифр и знаков + - =. Учить понимать смысл задачи, почему именно нужно сложить или вычесть. Пользоваться математическими терминами сложение, вычитание, получится. На этом этапе разбиваем задачу как бы по схеме.
1. Рассказываем условие
2. О чем спрашивается в задаче?
3. Как вы думаете, стало больше или меньше?
4. Что нужно сделать, чтобы решить задачу (прибавить, вычесть)
5. А теперь запишем решение на доске
6. Кто прочитает вопрос
7. Развернутый ответ к задаче
Очень важно научить детей формулировать арифметическое действие, чтобы они понимали, почему надо сложить или вычесть. Научить рассуждать, т. к. во время рассуждения раскрывается смысл задачи.
3 этап. Разъяснение отличия задачи от загадки, пословицы, рассказа.
В задаче обязательно должно присутствовать не менее 2 чисел и обязательно содержаться вопрос. Учить детей анализировать, рассуждать так:
1. Есть ли в задаче числа?
2. Сколько чисел?
3. Есть ли вопрос в задаче?
Например: Бабушка пришила 5 пуговиц, а потом остальные.
Сколько пуговиц пришила бабушка?
Катя сделала 4 елочные игрушки, а Наташа 2 игрушки. Ах, какие красивые игрушки!
2 кольца, 2 конца посередине гвоздик.
После того как дети научились решать, составлять и различать задачи предлагаются задачи посложнее.
1. Больше на…
2. Меньше на…
3. Обратные задачи
4. Логические задачи
5. Задачи- шутки
6. С косвенным условием.
Например: На ветке сидело 5 птиц, через некоторое время их стало на 2 больше. Сколько стало птиц на ветке?
Игорю 7 лет, а его братику на 2 года меньше. Сколько лет братику?
В большую лодку сели 7 детей, а маленькую 3 ребенка. Сколько детей в двух лодках.
Обратная к ней задача: 10 детей разместилось в 2 лодках. Несколько детей село в большую лодку, а 3 ребенка в маленькую лодку. Сколько детей село в большую лодку?
Задачи – шутки:
Сколько орехов в пустом кармане?
Может ли дождь идти 2 дня подряд?
Задача с косвенным условием:
В парке 9 голубых скамеек. Их на 1 меньше, чем белых. Сколько белых скамеек в парке?
В баке было 7 литров воды. Когда налили еще воды, там стало 10 литров. Сколько воды налили в бак?
Занимательные задачи:
В квартире 3 комнаты, из одной сделали 2. Сколько стало комнат в квартире?
Шли семь братьев у каждого по одной сестре. Сколько шло человек?
Боря гостил в деревне неделю, и еще 3 дня. Сколько дней он гостил в деревне?
Дети очень любят занимательные и логические задачи. Занимательный материал развивает у детей самостоятельность, творческую фантазию, нестандартное мышление. Важно! После решения каждой задачи спросить у детей толкование решения, ход рассуждения, учить отстаивать свое решение, мыслить вслух.
Рекомендации по решению задач:
1. Задачи на сложение и вычитание рекомендуется решать одновременно – это помогает лучше понять их различие, выбрать необходимое действие.
2. При решении задач необходимо выбирать числа в пределах 10 и вторым слагаемым должна быть сначала 1. При обучении вычислительным приемам начинаем с присчитывания или отсчитывания 1 (единицы). Когда дети хорошо освоят составные числа из единиц, то в качестве слагаемого можно брать 2, 3 …
3. Применять разные приемы при решении задач. Можно устроить игру, предложить составить трудную задачу, работать в паре, устраивать смотры математических знаний, КВН, турниры смекалистых и другие.
В таких играх и выясняется, научились ли дети составлять задачи, решать, рассуждать, оценивать свои знания и знания товарищей.
Подготовила:
воспитатель
Колыхалова В.В.