Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются взрослые. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка вырезать ножницами и уберечь от травм.
Каждая мама рано или поздно задается вопросом: "Когда можно дать малышу в руки ножницы?"
Ответ на этот вопрос очень прост. Все зависит от вашего ребенка. Просто присмотритесь к своему малышу: если он сам проявляет интерес – дайте попробовать, и научите ребенка вырезать ножницами.
Приобретите для ребенка специальные детские ножницы.
Они отличаются небольшим размером, адаптированным для детских рук, а также имеют закругленные концы. Ножницы для детей не дают возможности уколотьсяими.
Как правильно держать ножницы в руках.
1. Пусть малыш держит ручку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на пальчик одно из колечек ножниц.
2. Пусть малыш проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
3. Поместите указательный палец ребенка на второе колечко (снаружи).
4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика).
Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно держать в руках, например, страницы из старых журналов.
В раннем возрасте малыш может просто измельчать бумагу на полоски, в 2 года вырезать фигуры ему не по силам. Уверенно вырезать по контуру ребенок начинает ближе к 4 годам.
Когда ножницы становятся послушными в руках ребенка, в качестве упражнений предложите ему вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг. Из них можно составлять узоры и орнаменты. Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер. При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы. Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным.
Приступая к работе, обсудите с ребёнком правила использования ножниц, пока знания не превратятся в привычку.
1. Ножницы – это НЕ игрушка. Ножницы – это инструмент. Они острые и опасные. Если неправильно ими пользоваться, можно пораниться.
Итак, с ножницами не играют, с ними работают.
2. Ножницами МОЖНО: резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций – кружочки, квадратики и т.д.
3. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.
4. Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.
5. С ножницами нужно работать, сидя за столом.
6. Каждый раз после работы положить ножницы на место в шкаф!
Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.
1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.
2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.
3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко “в воздухе”. Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.
Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой – лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции – когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху. Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху». Можно наклеить цветные наклейки на ногти больших пальцев и сказать ребенку, что, вырезая, он должен всегда видеть эти наклейки.
Умение работать с ножницами – очень хорошо развивает моторику пальчиков. Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются родители. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.
Подготовила:
воспитатель
Колыхалова В.В.