Формирование графо-моторных навыков.
1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.
На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет - это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:
а) не заходить за контур;
б) не оставлять пробелов;
в) выполнять движение в одной плоскости.
Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).
2-й этап. Работа дошкольников в тетради в крупную клетку.
На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка), учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.
3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку.
4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т.д.
Нормализация оптикопространственных ориентировок.
Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:
1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
2. Ориентировка в помещении.
На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)
3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
4. Ориентировка на плоскости.
Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.
5. Ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа.
Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.
6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию. Элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.
7. Уточнение значений предлогов.
Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.
На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.
При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.
Также данные задания преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.), пространственное ориентирование.
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.