Профилактика - лучшая тактика.
К четырем с половиной - пяти годам ребенок должен произносить правильно все звуки. Большинство детей - 60-70% - приходят к этому сами. Остальным необходима помощь.
Глядя на новорожденного, вы не можете сказать, попадает ли он в эти 60-70%. Ваша задача - создать для него все условия, чтобы он был среди них, а именно: по возможности кормить до года грудью, купить всевозможные игрушки, которые можно грызть, давать только твердые пустышки, обеспечить здоровое питание в соответствии с возрастом. И еще - играть. Играть много и с пользой для развития речи.
Тренируем небную занавеску
Тренировка начинается задолго до всех других упражнений - как только ребенок появляется на свет и издает свой первый в жизни крик. Вот это самое «а-а-а!» и есть тренировка небной занавески. Этот крик очень важен, он показатель здоровья, правильного развития. Малыш, который мало кричал, может в дальнейшем иметь проблемы с речью.
Небная занавеска бывает слабой по разным причинам. Скажем, от ангины. Так что упражнять ее приходится иной раз и большим детям. Если ее не тренировать, воздух будет уходить в нос и голос получится гнусавым.
Конечно, родители не жалуются на недостаток крика в доме. Ребенок - будь то младенец или дошкольник - с помощью крика борется за свои права, а заодно и тренирует небную занавеску. Но если малыш тихий и не скандалист по натуре - пусть тогда больше поет. Приучать ребенка петь нужно как можно раньше.
Большинство детей с восторгом поддержат такую инициативу. Не все имеют от природы хороший слух и приятный голос. Но пока ребенок маленький - это его не смущает. А вас тем более не должно беспокоить - это же тренировка, а не сольный концерт. Еще для небной занавески полезно пить маленькими-маленькими глоточками воду из пипетки.
Как вы уже догадались, первое упражнение для губ - тоже сосание. Будем считать, что с этим мы разобрались. Теперь о других.
Маленьким детям очень нравится ощущение вибрации губ, и часто они сами изобретают этот звук, похожий на моторчик или на то, как останавливают лошадь: «тпру». Если малыш этого не делает, попробуйте его научить. Для этого издавайте этот звук, приближая губы к его щеке или ладошке, чтобы ребенок почувствовал вибрацию.
С ребенком постарше можно заняться игрой на музыкальных инструментах. Конечно,
пианино и скрипка для этого не нужны. От покупных свистулек и дудок у вас быстро разболится голова, а музыка, о которой идет речь, обычно не надоедает. Звук моторчика годится для бравурных маршей. Лирические мелодии хорошо исполнять на расческе, обернутой папиросной бумагой. Если сложить губы буквой О, вложить в отверстие мизинец и быстро вибрировать им, произносится этот самый звук, «заиграет» балалайка. Возможно, вы сами дополните этот список, ведь фантазия человеческая, а уж тем более родительская, - неиссякаемая.
Дунь-ка!
Большинство упражнений, связанных с управлением направленной воздушной струей, тренируют губы и небную занавеску. Надувайте с детьми шарики, пускайте мыльные пузыри, сдувайте пух с одуванчика, отклоняйте и гасите пламя свечи или спички. Такого рода упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, великое множество. Возьмем хотя бы знаменитый «тещин язык», который сегодня опять везде продают. Пустите в таз с водой кораблик, положите на гладкий стол шарик для пинг-понга, и пусть ребенок дует, гоняет их - один или соревнуясь с кем-то. Если он не любит пенку на молоке - пусть отдувает ее, а не вытаскивает. Это намного полезнее и интересней.
«Так-так-так», - строчит пулеметчик.
Теперь во дворах уже этого не услышишь. «Др-д-д-д-д! Тах! Тах!», «Тиу, тиу, пх-х-х - попал!» - вся эта «музыка» войны ушла в прошлое с появлением громко стрекочущих автоматов и прочего современного игрушечного оружия. Как бы мы к этому ни относились, ясно, что мальчишки лишились замечательного упражнения. Ведь даже самый маленький вояка, едва научившись ходить, уже пытался делать «бах-тах-тах!». И эти энергичные звуки, безусловно, шли ему на пользу.
Если вам неудобно выпускать современного ребенка во двор с деревянным ружьем, то уж дома-то никто не мешает отказаться от «озвученных» игрушек и как можно больше звуков воспроизводить самим: вот мотор не заводится, вот машина буксует, летит самолет, строчит пулемет...
Все эти «д-д-д-д-д!» - хорошие упражнения для языка, а вообще-то упражнений для языка не так уж и много, можно придумать. Можно язык складывать трубочкой и друг другу показывать, сдувать лепестки с ладони. Можно «крышу красить» - проводить по небу взад-вперед кончиком языка. А можно этот кончик вставлять в горловину пузырька и дуть, чтоб гудело. Хорошо еще варенье облизывать с верхней губы. Все это полезно проделывать с дошкольниками независимо от того, как у них обстоят дела с речью.
Желаем удачи!
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.