Цель: Формирование умений детей ориентироваться на листе бумаги.
Задачи:
- учить детей выделять углы, середину, размещать объекты вверху и внизу;
- развивать внимание, мышление, мелкую моторику.
Необходимый материал: 4 листа белой бумаги А4, на одном листе изображение вверху месяца и сверху вниз пять линий жёлтым карандашом; 5 звёздочек, 3 цветочка, 3 облачка, 3 бабочки, 5 кружков и 5 квадратов (из картона или цветной бумаги); клей; крышку от коробки из под обуви (в центре отверстие «лунка»); маленький мяч.
Как научить ребёнка ориентироваться на листе бумаги?
- Сначала поиграйте с ребёнком в игру «Вверху, внизу». Взрослый называет предметы или объекты, расположенные вверху или внизу, а ребёнок внимательно слушает. Если предмет или объект вверху (солнце, небо, птицы и т.д.), ребёнок поднимает руки вверх. А если предмет или объект внизу (ручеёк, пол, цветы и т.д.), ребёнок опускает ручки вниз.
- Возьмите лист бумаги. Объясните ребёнку, что у листа есть верх и низ (покажите). Расскажите ребёнку, что вверху у нас может быть: солнце, небо, облака, месяц и т.д. А внизу может быть: земля, трава, цветы. Спросите у ребёнка, где у листа верх, а где низ. Вместе с ребёнком наклейте на лист бумаги, вверху облака, а внизу цветочки. Спросите у малыша, где находятся облака (вверху). Где находятся цветочки (внизу). Положите лист на стол перед ребёнком, и посадите бабочек на цветочки. Расскажите ребёнку стихотворение.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Попросите ребёнка взять бабочку и полетать, а затем переместить её к облакам. Проговорите, наша бабочка полетела вверх. Пусть ребёнок перемещает бабочек с цветочков к облакам. Бабочки летят снизу – вверх.
Где бабочки? Бабочки вверху. Где были бабочки? Бабочки были внизу, на цветочках. Летали, летали наши бабочки, порхали и устали, захотели попробывать нектар сладкий, решили возвращаться на цветочки. Теперь бабочки летят от облаков к цветочкам, сверху – вниз. Бабочки летят сверху – вниз. Где бабочки? Внизу на цветочках. А где бабочки летали и порхали? Вверху.
- Возьмите лист с месяцем и жёлтыми линиями. Объясните ребёнку, это небо.
Сделайте пальчиковую гимнастику.
В тёмном небе звёзды светят,(сжимать и разжимать кулачки)
Космонавт летит в ракете. (Ладони соединить над головой под углом)
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит. (указательным и большим пальцем сделать «очки»)
Видит сверху он поля,(загибать по одному пальцу)
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.(Ладонями изображать шар)
Посмотрите на лист, с изображением месяца. Где у нас месяц! Месяц находится вверху, на небе. Прикрепите звёздочки вверху на линии, рядом с месяцем. Расскажите ребёнку, что месяц и звёзды находятся вверху. Если ночью посмотреть на небо, то можно увидеть много звёзд, они находятся высоко, но нам кажется, что они рядом. Звёзды падают на землю вниз – это звездопад. Давай мы тоже с тобой, сделаем звездопад. Наши звёздочки будут падать сверху - вниз. Звёздочка падает сверху, с неба – вниз, на землю. Пусть ребёнок перемещает звёздочки сверху вниз. Где у нас были звёздочки? Вверху. Где сейчас звёздочки? Внизу.
- Возьмите белый лист бумаги и ещё раз, повторите с ребёнком, где верх листа, а где низ. Объясните, что у каждого листа есть середина. Возьмите пальчик ребёнка и покажите, где середина. А теперь дайте ребёнку кружок и попросите его приклеить на середину листа. Дальше рассмотрите с ребёнком уголки, у листа их четыре, два вверху и два внизу. Пусть ребёнок приклеит в каждый уголок по квадрату. А на другом листе, пусть малыш приклеит, в середину листа квадрат, а по уголкам кружки. Для закрепления можно взять ещё несколько листов бумаги и попросить ребёнка раскладывать фигурки на середину листа или по уголкам.
- Чтобы ваш малыш запомнил, где находится середина, можно сделать такую игру. Возьмите крышку от коробки из под обуви. В центре сделайте отверстие «лунку» для шарика. Дайте ребёнку шарик. Малыш будет играть, катать шарик из уголка в уголок и пытаться попасть в середину.
Уважаемые родители! Играйте со своим ребёнком и обучайте его в игре!
Подготовила:
Учитель-дефектолог:
Добронравова Е.Н.