Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы. Дошкольники быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий.
Дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. В игре дети усваивают такие понятия: между, длиннее, шире, одна из, неодинаковы, одинаковые, увеличить на, каждый и т.д. Набор состоит из 241 палочки.
Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки подобное.
Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.
Найди и покажи палочку (-и) такого же цвета (размера).Назови цвета всех палочек, лежащих на столе. Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет. Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее)?
Задание на закрепление эталона цвета.
Подбери к фартуку куклы ленты соответствующего цвета. Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек. Какой квадрат больше? (Чем дольше палочка, тем больший квадрат).Заполнение фигур-силуэтов
Задание на измерение.
Узнай длину ленты, измерь разными мерками.Задача на формирование представлений о различных параметрах величины. Строим высокие и низкие заборы.Какой вагон длиннее и выше? Почему?Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты. Строим мосты различной длины и ширины.
Задача на развитие количественных представлений.
«Пассажиры и поезд». Педагог предлагает детям построить небольшой поезд из цветных палочек. Например, из розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагоны пассажиров, детям предлагают узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место. Белая палочка выступает условной мере. В ходе беседы детей подводят к пониманию того, что у каждой палочки есть свое число.
Задание на понимание детьми сущности арифметических действий.
Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку, равную сумме двух палочек.
Логические задачи с палочками.
Расположи палочки так, чтобы белая было между голубой и черной, а черная была бы рядом с желтой.
Поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде?
Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.
Удачи в работе! Творчества!!!
Подготовила:
воспитатель
Колыхалова В.В.