Зачем нужно готовить ребенка к школе, знает не каждый родитель. «Потому что так принято» или «потому что так делают все». Здесь и начинаются основные проблемы, поскольку непонимание того, что дает подготовительная работа будущему первокласснику, приводит к таким странным ситуациям, описанным в начале этой статьи: ребенок обладает массой бесполезных для него на данном этапе знаний, но не умеет делать чего-то элементарного, или не отличается достаточной самостоятельностью, и так далее.
Одни родители считают, что подготовка нужна для того, чтобы малыш успешно прошел негласное собеседование в школе. Что ж, это неплохая мотивация, ведь именно на собеседовании (своего рода неофициальном тестировании) педагог и другие специалисты (психолог, логопед) могут определить, насколько ребенок готов к тому, с чем ему предстоит встретиться в школе: развиты ли у него основные базовые навыки (физические, интеллектуальные), насколько он свободно и уверенно общается, понимает инструкции, выражает свое мнение.
То есть, подготовка к школе должна помочь вашему малышу созреть интеллектуально, социально, эмоционально и психологически для нового этапа в жизни. А это, в свою очередь, поможет ему успешнее учиться и заложит основу для дальнейшего роста.
Что должен знать и уметь ребенок перед школой?
Он должен называть:
- ФИО (собственные и родителей), свой домашний адрес и телефон, город, страну;
- Самые распространенные растения, животные;
- Дни недели, времена года (и их последовательности), количество месяцев в году;
- Цвета, виды спорта и популярные профессии;
- Имена известных писателей, поэтов;
- Основные правила дорожного движения;
- Праздники.
Он должен понимать разницу между:
- «право» и «лево»;
- улицей, городом и страной;
- фруктами, ягодами, овощами, деревьями и кустарниками;
- зверями, птицами, рыбами, насекомыми, дикими и домашними животными;
- буквами и звуками, гласными и согласными (глухими и звонкими).
Он должен уметь:
- Решать простые задачки (в том числе на логику), отгадывать загадки;
- Восстанавливать последовательность, выделять общие признаки у предметов и видеть отличия;
- Описывать картинку, пересказывать историю, учить наизусть стихотворение и небольшой отрывок из 5-6 предложений;
- Считать до 10 и выполнять простые арифметические действия; Читать небольшие предложения (до 5 слов) и понимать прочитанное;
- Определять количество звуков и слогов в простых словах типа «дом», «суп», «нога»;
- Обращаться с ножницами, вырезать по контуру, вырезать геометрические фигуры;
- Управляться с ручкой и карандашом, проводить четкие линии без линейки, штриховать, закрашивать, не выходя за контур.
То есть на данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания. Кроме того, ему необходимо научиться строить отношения и общаться – с учителем и другими ребятами, быть вежливым и признавать авторитет взрослых, уметь выполнять задания, в каких-то вопросах уже быть самостоятельным, учиться организованности. Всему этому можно научиться как дома, так и в дошкольном учреждении.
Подготовка к школе в домашних условиях.
В первую очередь, начиная заниматься с ребенком дома, не гонитесь за формальными результатами: каждый малыш очень индивидуален, а различными «ты должен» или сравнениями со знакомыми ему детьми вы можете спровоцировать формирование у него комплекса неполноценности. Ваша задача – превратить процесс в удовольствие, чтобы все занятия – задачки, поделки и чтение – не вызывало у него отторжения. Хорошо, если ребенок уже понимает ценность обучения, и у него есть мотивация, но если нет, вы можете сделать так, чтобы интерес появился.
Что можно делать?
- Много общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, уделять ему внимание (хотя это стоит делать не только перед школой), вместе читать;
обучение в игру: даже обычная прогулка может стать увлекательным приключением. Считайте вместе лужи, дома, птичек, пусть он называет номера домов, читает названия улиц и магазинов. Дома на занятия к нему могут приходить любимые игрушки, герои сказок и т.д.
- Читая или смотря вместе мультфильм, обсуждать с ребенком то, что он узнал. Интересуйтесь его мнением, задавайте наводящие вопросы, чтобы побудить его высказываться и научить элементарному анализу. Если он читал что-то с другим членом семьи (с бабушкой, например), попросите его в ненавязчивой форме пересказать прочитанное.
- Вместе делать поделки: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать пазл, делать мозаику – все это развивает мелкую моторику.
- Уделять внимание и физическому развитию, активным играм, можно даже организовать дома спортивный уголок.
- Учить самостоятельности и правилам безопасности дома и на улице.
Обязательно учтите следующее:
- Не злитесь, если ребенок чего-то не понимает и делает не так, побуждайте его задавать вопросы и решать возникающие проблемы, помогайте ему, но в то же время не торопитесь сделать что-то за него;
- Развитие должно быть гармоничным. Понятно, что если ребенку чтение дается легко, а вот задачки он решает с трудом, то второму делу придется уделить больше внимания и времени. Однако не концентрируйтесь на чем-то одном. Важна и красивая речь, и внимание, и память, и физические навыки.
- Занятия должны длиться не больше 30 минут, в противном случае малыш теряет терпение и интерес. Лучше чередовать занятия и сочетать их с раскрашиванием, поделками и т.д.
- Хорошо выработать определенный режим: в одно время вставать, питаться, гулять, заниматься, ложиться спать. Это поможет малышу проще адаптироваться к школе.
- Уже сейчас учитесь отпускать от себя ребенка. Страх за малыша, возможно, полностью не пройдет, но ваша задача – научить его обходиться без вас в самых элементарных ситуациях.
Подготовка к школе – это не только стремление научить ребенка складывать буквы в слова и уметь считать птичек на заборе. Это комплексный процесс, в результате которого малыш должен научиться думать, иметь воображение, развить память, уметь правильно общаться с окружающими его людьми и быть готовым решить проблему и ориентироваться в разных ситуациях.
Подготовила:
воспитатель
Воржева Е.И.