Малышу с рождения говорят, какой он умный, красивый и хороший. Взрослые умиляются первым шагам, словам и рисункам ребёнка, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике.
Однако психологи считают, что хвалить детей и подростков нужно чаще. И вот почему.
- Похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему готовы помочь.
- Похвала дарит веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в себя и свои силы. Ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. Это залог формирования здоровой самооценки.
- Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те крохи, за которые можно похвалить, подросток будет заниматься охотнее.
А КАК НАДО ХВАЛИТЬ РЕБЕНКА?
Теперь давайте разберемся, как лучше это делать, как правильно хвалить ребенка. Начнем с того, что…
- Акцентируйте внимание на действиях и поступках малыша, обратите внимание на детали.
- Из всего сделанного ребенком выберите то, что получилось лучше всего.
- Пользуйтесь методом описательной похвалы.
- Подведите итог: «ты хорошо потрудился», «вот, что я называю упорством», «ты можешь собой гордиться».
- Уходите от глобальной похвалы, она может навредить.
- Избегайте похвалы, которая намекает на слабости или неудачи в прошлом.
- Убедитесь, что ваш безмерный энтузиазм пересекается с желанием ребенка достичь чего-то самостоятельно.
- Если вы дали волю своей первоначальной реакции, но надо учиться дополнять ее и более глубокими наблюдениями.
- Если хотите похвалить то, что и так должно было случиться, можно сказать о своих чувствах, например «я получила особенное удовольствие от сегодняшнего семейного обеда».
- Избегайте фразы «я так и знал, что у тебя все получится». Вы не знали и не могли знать. А ребенок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
- Принимайте ошибки детей и воспринимайте их как часть процесса обучения.
- Ни при похвале, ни при критике не позволяйте себе сравнивать ребенка с кем-либо.
Неправильная похвала может:
- Заставить ребенка сомневаться в том, кто хвалит.
- Привести к немедленному опровержению.
- Заставить малыша сосредоточиться на своих недостатках.
- Породить тревогу или помешать активности ребенка.
- Восприниматься как манипуляция.
Подготовила
педагог-психолог Чистякова Н.В.