Все дети – всегда самые лучшие и умные для своих родителей. Но одарённость (по Б. М. Теплову) – это особое врождённое качество, потенциально высокий уровень способностей ребёнка. И если его не заметить и не направить в нужное русло, оно может угаснуть.
Одарённость определяется не уровнем IQ или школьными тестами и контрольными. Её можно заметить, только внимательно наблюдая за ребенком. Итак, 6 главных признаков того, что ребёнок одарён самой природой.
1. Он внимателен и наблюдателен
Одарённый ребенок словно губка. Запоминает абсолютно всё, что видит и слышит. Любую фразу из рекламы или научный факт, про который другие уже забыли. Он может обладать в совершенстве одним из видов памяти. Нарисовать в деталях картину из музея или воспроизвести услышанную однажды мелодию.
Фотографической памятью, например, обладают всего 4-5% детей! А к взрослому возрасту без развития эти навыки исчезают.
2. Он слишком быстро говорит
Не стоит путать с невнятной речью. Такие дети говорят много и быстро. Мыслей и идей в голове намного больше, чем лимит слов в минуту. Уже в два года одарённые дети могут составлять более сложные предложения, чем сверстники. Речевые конструкции, которые строит малыш, могут быть на удивление выразительными и меткими.
3. Он тянется к общению и знакомствам
Талантливый ребёнок хочет как можно больше узнать о мире, а особенно о людях. Одарённые дети часто тянутся к общению со старшим поколением. Они знают, к кому и какой подход требуется. Умение в детстве руководить даже небольшой группой детсадовских ребят или быть душой компании – тоже часть одарённости.
Но есть и малая часть одарённых детей, которые не проявляют инициативы в общении.
4. Он любит мечтать и фантазировать.
Не только вслух, но и наедине с собой. Иногда ребёнок замечтается настолько, что не замечает ничего вокруг. Да и делать домашнее задание часто приходится вместе, под строгим контролем.
Да, одарённые дети не ассоциируются с хорошей дисциплиной и усидчивостью. Они сочиняют масштабные выдуманные истории и не лгут, а просто приукрашивают реальность!
5. Он увлечен.
Тем, чем занимается. И чаще всего это только одна область занятий. Если ему интересны рисование и музыка, то на других уроках он будет разрисовывать поля. Если литература, то на математике он будет читать под партой книжку.
Интересный факт: большинство гениев отличает неаккуратный торопливый почерк!
6. Он проявляет инициативу и самостоятельность.
Одарённый ребёнок открывает энциклопедию не потому, что заставили, а потому что стало интересно, как летает самолёт по небу. Им хочется узнать как можно больше о мире, приходится много бегать, говорить и спрашивать. Столько, что у взрослых не хватает времени и ответов!
Часто одарённость не замечается ни родителями, ни учителями. А все эти качества списываются на «детскую непосредственность».