Вы здесь

Back to top
Артикуляционная гимнастика

На зарядку с язычком

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, по 5-10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Лягушка – хоботок. На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» (широко открывать рот) и упражнение «Хоботок» (вытягивание губ вперед).

Блинчики – вкусное варенье. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя». Улыбнуться, открыть рот. Язык в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку, так чтобы под щекой надувались мячики.

Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижна.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Чистим зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Посчитаем зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний (верхний) зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом должен быть открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Гармошка. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не открывая языка, открывать и закрывать рот.

Комарик. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывается. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).

Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем научиться говорить правильно, четко и красиво. Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Подготовила:

учитель-логопед

Чернышова М.В.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами