«Вместе весело дышать!»
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает яркую дикцию и четкое произношение звуков.
Общие правила выполнения упражнений
- Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.
- Температура воздуха должна быть на уровне 18-200С.
- Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после приема пищи. Нужно, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час.
- Упражнения выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
- Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, грудной клетки.
- Не заниматься с ребенком, если у него заболевания органов дыхания в острой стадии.
Техника выполнения упражнений
- Следить за правильным вдохом – через нос.
- Плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным и плавным.
- Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать ладошками).
- Каждое упражнение повторять не более 3-5 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).
Существует огромное количество комплексов дыхательной гимнастики. Представленный ниже комплекс упражнений поможет достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
1. Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.
2. Перышко. Легко поддувать перо, лежащее на столе.
3. Чей пароход лучше гудит? Для игры необходимы колпачки от фломастеров или ручек. Взрослый один колпачок берет себе, а другой дает ребенку. Надо слегка касаться губами края колпачка. Струя воздуха должна быть длительной и идти по середине языка. После показа взрослый предлагает ребенку изобразить гудок парохода.
4. Шторм в стакане. Для этой игры необходимы соломинка для коктейля, капля жидкого мыла и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется (соломинку, чтобы вода забурлила. Важно, чтобы щеки не надувались.
5. Снегопад. Сделайте рыхлые комочки из ваты – «снежинки». Предложите ребенку устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует её.
6. Морские волны. Ребенок держит губами соломинку и выдыхает медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны.
7. Надуй шарик. Ребенок делает вдох через нос и выдыхает весь объем воздуха в воздушный шарик.
Упражнения на дыхание нужно выполнять перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики.
Желаю успехов!
Подготовила:
учитель-логопед
Чернышова М.В.