Вы здесь

Back to top
Предупреждение нарушения слоговой структуры слова

Предупреждение нарушения слоговой структуры слова

С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.

В раннем возрасте нарушение слоговой структуры свойственно всем детям, но его не стоит оставлять без внимания, у детей с нормальным речевым развитием такое нарушение проходит с возрастом.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. Слова могут быть деформированы за счет:

1.      Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов: моток-молоток;   итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных : тарава -трава)

2.      Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)

3.      Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог: лимонт-лимон)

4.      Антиципации (уподобление одного слога другому: пипитан-капитан)

5.      Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове: пананама-панама)

6.      Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

         Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой слова. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей,  несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте, а также вызывает проявление так называемых вторичных психических наслоений.

         В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи.

В связи с этим необходимо  с раннего возраста развивать у ребёнка  умение слушать, чувствовать и воспроизводить  ритм. Это  способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка и подготавливает к дальнейшему развитию речи. Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры :

•        Для развития  слуховой памяти:

«Где позвонили?», « Узнай музыкальный инструмент».

•        Слухового внимания.

« Сколько раз ударили в барабан?», «Кто позвал».

•        Работа над ритмом и темпом 

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.

«Веселые инструменты» Берется музыкальный инструмент и задает  ритмический рисунок. Ребенку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу.

«Передай привет»  Хлопками по плечу передают заданное количество ударов в заданном взрослым темпе.

•        Упражнения на развитие координации рук:

пальчиковые гимнастики

«Делай как я» (Воспроизведение серий движений руками -ногами).

«Движения животных» Ребенку нужно воспроизвести движения животного в заданном темпе в зависимости от его характера (мишка - вперевалку, медленно, зайчик – быстро с подскоками)

•        Графические упражнения.

«Продолжи строчку» «Выложи орнамент», « Укрась тарелочку», «Что следующее», «Собери бусы».

•        Артикуляционная гимнастика

•        Игры и упражнения, направленные на развитие пространственно-временных представлений:

 начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. На примере детских сказок- «Репка», «Теремок».

•        Игры и упражнения, направленные на развитие умения выделять звук из слова.

«Паровозик» (выделять последний звук и подбирать и подбирать на него следующее слово-вагончик.)

«Подбери слово»( подбираем слова на заданный звук, слог.)

•        Игры направленные на формирование чувства рифмы.

«Доскажи словечко» ( отрывки из детских стихов)

«Подбери рифму» (ложка- кошка, танки- санки).

В эти игры вы можете играть с ребенком дома, в  гостях, по дороге в детский сад, транспорте.

Подготовила:

учитель-логопед

Чернышова М.В.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами