«Детская агрессивность и способы её преодоления с помощью метода сказкотерапии»
1. Детская агрессивность.
Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Очень часто среди детей дошкольного возраста можно встретить детей, отличающихся ярко выраженной агрессивностью: они постоянно кусаются, дерутся, толкаются, ссорятся, обзывают других детей. Практически в каждой группе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на своих товарищей кусают, оскорбляют, бьют их. Следует отметить, что среди агрессивных детей чаще встречаются мальчики. Детей бывает обычно немного (один-два), они создают напряженную атмосферу в детском коллективе: остальные дети стараются ответить им тем же, и общая агрессивность группы возрастает.
Те или иные формы детской агрессивности характерны для большинства детей дошкольного возраста. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Исследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Поэтому в работе с агрессивным поведением у дошкольников необходимо объединить работу воспитатель, психолога и семьи по профилактике и коррекции детской агрессии - и найти наиболее реальные пути совместной работы и помощи.
2. Причины агрессивности.
Психологи выделили две группы детей, агрессивность которых имеет различную причину.
Первую группу агрессивных детей отличает то, что родители не занимаются ими, дети предоставлены сами себе, между членами семьи существуют конфликтные, напряженные отношения, в которые вовлечены и дети. Ребенка подвергают строгим, и том числе и физическим, наказаниям. Часто все члены семьи (родители и представители старшего поколения) употребляют алкоголь. Обычно в таких семьях отсутствует отец, если же он есть, то воспитанием ребенка не занимается. Отношение же матери к ребенку отличается неприятием его как личности, предъявлением завышенных требований к нему, подчеркиванием его не умелости, нетактичности. За любые, да же незначительные, проступки ребенка строго наказывают.
Агрессивность детей этой группы - это реакция на неудовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью. Недостаток, а порой и отсутствие любви и признания со стороны родителей, вызывает развитие агрессивности как у мальчиков, так и у девочек.
Агрессивные дети из второй группы отличаются не только тем, что растут в социально благополучных семьях, но и личностными особенностями (мотивацией, самооценкой). В отличие от детей первой группы, они не испытывают не достатка в любви и признании со стороны родителей. Характерной особенностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы или старшие братья юношеского возраста, сами проявляют агрессивность и враждебность по отношению к окружающему миру, не считаются с интересами других людей. Родители поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью силы, стремление отомстить обидчику, при этом они не приемлют каких-либо проявлений агрессии со стороны ребенка в отношении себя. Родители считают, что ребенок должен с детства уметь постоять за себя, для этого они записывают их в спортивные секции (преимущественно борьбы) или сами обучают "приемам". Родители всегда защищают своего ребенка, находя оправдания его поступкам и обвиняя других. Ребенка редко наказывают, в отличие от агрессивных детей из первой группы.
Агрессивность детей второй группы определяется жизненной позицией родителей или других членов семьи, отличающейся потребительским отношением к окружающему миру, враждебностью к другим людям, стремлением достигать цели особыми средствами. Такие ценности и установки впитываются, усваиваются ребенком и переносятся им на собственное окружение.
Природа агрессивности в обоих случаях совершенно разная: у детей первой группы агрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением такой базовой потребности, как потребность в любви и принятии ребенка родителями; во втором случае она является следствием усвоенных от родителей соответствующих ценностей и установок, агрессивных форм поведения.
3. Сказкотерапия как один из методов коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов.
В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д.
Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет дошкольнику актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Основные цели и задачи сказкотерапии:
-Снижение агрессивности у детей, устранение тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми.
-Развитие гармонизации чувств у детей.
-Формирование способности рефлектировать свои чувства.
-Формирование эмпатии умения сочувствовать, сопереживать.
-Формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности ранее отверженных детей.
-Формирование способности контактировать как с другими детьми, так и со взрослыми.
-Развитие внутреннего источника оценки.
Функции сказкотерапии:
-Сказкотерапия возвращает ребенка в состояние целостного восприятия мира.
-Дает возможность мечтать, активизирует творческий потенциал, передает важные знания о мире, о человеческих взаимоотношениях.
-Сказкотерапия формирует различные модели поведения героя.
-Формирует представления о жизненных явлениях и социальных нормах.
Методы сказкотерапии:
Педагоги, работающие в рамках этого направления, отмечают, что первым необходимым этапом создания метафоры, сказки является определение желаемого результата, который должен быть конкретным, подконтрольным, зависимым от самого ребенка, а не от внешних обстоятельств и людей, сформулированным в позитивной форме, т.е. подчеркивать, чего необходимо достичь, а не от чего избавиться. При этом сама структура сказки должна быть связана с жизнью и проблемами ребенка.
Прежде всего, сказка способна излечить ребенка младшего школьного возраста от эмоциональных нарушений поведения: как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт, с гневом и страхом.
Гнев – важнейшие функции личности, позволяющие человеку приспособиться к изменяющимся условиям, не впадать в отчаяние, адаптироваться к жизни.
Почему же гнев перерастает в постоянную агрессивность? На это есть три веские причины:
- Это постоянное агрессивное поведение родителей, которое является для детей образцом.
- Постоянное проявление нелюбви к ребенку.
- Частое оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства.
Сказкотерапия- это метод, использующий сказочную форму для совершенствования взаимоотношений с окружающим миром.
5. Работа с родителями
Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней при влечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители.
Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.
Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.
Основная задача - научить родителей, уважающих своего ребенка, разбираться в психологических особенностях детского поведения: поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении цели, концентрировать энергию ребёнка для получения желаемого результата; или напротив, избавиться от ненужной враждебности к другим, к себе, к обществу. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.
Детско-родительская терапия должна быть выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя комфортно и безопасно. Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений. Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.
Список литературы.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. – 2002 .
- Пономарева В. И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерапии. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2008
- Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь: М.: Сфера,2008
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001
- Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт.- Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2001
- Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности// Вопросы психологии