«...Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок,из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки?» То, что мальчики и девочки психологически разные, знают все. Только в чем состоят эти различия? Психологи утверждают, что мальчики и девочки обладают разными особенностями мышления, которые сохраняются на протяжении всей жизни. Знание этих особенностей поможет нам понять детей, самих себя, особенности наших взаимоотношений.
Итак, проблема полов... Сколько лет она существует? Очевидно, столько, сколько существует человечество. С самого раннего возраста мы готовим детей к разным психологическим ролям, ориентируем их на разные ценности и жизненные задачи. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному и поэтому формируют у них разные потребности, интересы и, как следствие, разные особенности мышления. Задумаемся: а зачем человечку детство и почему оно у нас такое долгое? Этот вопрос поставил в свое время выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев. И сам ответил на него: такое долгое детство у нас потому, что мы, люди, в процессе длительной эволюции приобрели очень сложные психические процессы, такие, как мышление, воображение, речь и т.д., и поэтому требуется длительное время, чтобы обеспечивающие их сложные функции мозга сформировались. Особое место здесь занимает дошкольный возраст. Он играет огромную роль в развитии человека. «От нуля до пяти - вся жизнь, а от пяти до меня, старика- один шаг» (Л.Н. Толстой).
Рождается младенец мужского пола, и мы сразу начинаем растить его мужчиной, отсекая все те проявления, которые нарушают образ мальчика. А если младенец женского пола - лелеем все то, что помогает создать притягательный женский облик. С первых лет жизни малыш слышит «Не плачь, как девочка!» А малышке твердят: «Не дерись - ты же не мальчик».
Мальчики и девочки начинают думать по-разному уже в дошкольный период. Девочки чаще всего думают при помощи топологического и порядкового способов мышления, а мальчики - композиционного и проективного. Метрический способ мышления развит у обоих полов одинаково. Эти различия не являются врожденными, как это может показаться на первый взгляд. Многие родители и педагоги полагают, что одинаково воспитывают мальчиков и девочек. Это скорее всего не так Одинакового воспитания нет! Почему? Требования общества и родительские установки, направленные на малыша с момента его рождения, имеют ярко выраженный «половой уклон» и оказывают огромное влияние на психику ребенка.
Любой родитель мечтает, чтобы его дитя выросло здоровым, честным, добрым, умным и в итоге успешным в жизни. Но дорога к счастью для мальчиков и девочек строится с учетом полоролевых норм общества. Следуя культурным традициям, которые складывались веками, и собственным представлениям, опирающимся на эти традиции, родители, как правило, стараются воспитать из мальчика настоящего – мужчину, а из девочки - истинную леди.
Особенности такого воспитания накладывают отпечаток на мышление мальчиков и девочек. На формирование преобладающего способа мышления ребенка оказывают влияние:
1 Особенности общения;
2) способы поведения и игры;
3) детская литература и телевидение.
Изучая детский портрет в рекламе, психологи обнаружили такие полоролевые стереотипы: персонажи-мальчики показываются активными, энергичными, находчивыми, полными идей, смелыми и хитрыми, занимающими деятельностно -инструментальную позицию, что способствует формированию проективного и композиционного способов мышления. Персонажи-девочки показываются хорошенькими и пассивными. Поэтому девочка ухаживает за собой, старается быть аккуратной, красивой, все делать по порядку - и у нее естественным образом формируются топологический и порядковый способы мышления. Известно, что дети быстро схватывают рекламные образы и стараются подражать им. При воспитании своих малышей взрослые могут специально обращать внимание детей на героев рекламы как на примеры или антипримеры для подражания. На телеэкране редко увидишь аккуратного, исполнительного, послушного мальчика, поэтому не будем удивляться, что и наши чада немногим от них отличаются.
Итак, утверждение о том, что мы абсолютно одинаково воспитываем сына и дочку, не выдерживает критики. Можно очень любить своих малышей, но слова, которые мы им при этом говорим, игрушки, которые дарим, способы поведения, которые прививаем мальчику и девочке с помощью детской литературы, телевидения и, наконец, просто родительского примера, - разные. Результаты такого различного воспитания видны уже в раннем детстве. Малыши растут, впитывая родительские установки и требования общества. И вот школа - глобальная апробация мальчиковых и девочкиных ролей. От мальчиков и от девочек ждут успехов в учебе, и они стараются, однако достижения детей, как правило, различны - не только в соответствии с их способностями и интересами, но и потому, что они просто мальчики и девочки.
Подготовила:
педагог-психолог
Гараева И.Б.