Вы здесь

Back to top
Мелкая моторика - это интересно

  • Почему важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, а также развивать элементарные навыки самообслуживания: завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки важная часть подготовки к школе и к письму.

  • Хорошо делать массаж для пальчиков и ладошек каждый день.

Используются четыре основных приема: поглаживание, разминание, растирание, постукивание. 
Затрачивая всего 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа можно оказать существенную помощь ребенку. 

Занимаясь с ребенком, необходимо придерживаться следующих правил: 
- Начинайте с массажа и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием. 
- Выполняйте движения правой и левой рукой. 
- Движения на сжатие должны сочетаться с расслаблением. 
- Упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца. 
- Прежде чем переходить к новому упражнению, важно как следует отработать 
предыдущее пальчиками правой и левой руки.
- Используйте те игры, которые нравятся ребенку и доступны ему. 

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика.

Длительность выполнения пальчиковой гимнастики. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста – 3-5 минут, средний и старший дошкольный возраст 10-15 мин.

Игры с бусинками, пуговицами, крупами, мелкими камешками.

Можно сортировать бусины или пуговицы, угадывать на ощупь с закрытыми глазами, катать между указательным и большим пальчиками. Хорошо нанизывать бусины на проволоку. Также можно нанизывать на шнурок бусины большого размера, пуговицы, макароны, картонные кружки или квадраты, и т.д. Игры с крупой – это пересыпание разного вида круп из одной ёмкости в другую. Можно закапывать ладошки в крупе или сыпать с ладошки на ладошку. Также хорошо спрятать мелкие предметы в крупе, а ребёнку нужно найти и достать. Игры с мелкими предметами обязательно проводить под наблюдением взрослого.

Игры с песком.

В песок можно спрятать мелкие игрушки и попросить ребёнка их найти. Также вместе со своим малышом стройте разнообразные постройки. Это может быть и замок, и дом, и зоопарк. Песок не только развивает чувствительность пальчиков, но и оказывает успокоительное действие и помогает развивать усидчивость.

Упражнения с карандашами.  

Карандаши нужно использовать не заточенные (круглые или с гранями) или палочки.

- Карандаш можно прокатывать между ладонями.

- Растирать центр ладоней концом карандаша.

- Удерживать карандаш или палочку между кончиками пальцев двух рук, можно поднимать руки вверх и опускать вниз, стараться, чтобы карандаш не выпал.

- Прокатывание карандашей по столу.

- Перекладывание карандашей с одного места на другое (10 – 15 карандашей), сначала правой рукой, затем левой.

Также для развития мелкой моторики можно лепить из пластилина, глины или теста, вырезать ножницами, делать аппликацию, рисовать, штриховать и т. д. Использовать разные предметы для массажа: мячик «Су-Джок», прищепки, массажные ролики, кольца пластмассовые с шипами и т.д.

Можно придумать множество разнообразных игр, учитывая интерес и возможности каждого ребёнка индивидуально.

Если вы будете проводить игры и упражнения для развития мелкой моторики постоянно, с самого раннего возраста, то пальчики вашего ребёнка будут развиваться, а вместе с ними мышление и речь.

Подготовила:   
Учитель-дефектолог:
Добронравова Е.Н..

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами