Почему ребенок говорит неправильно (причины нарушений речи)
При формировании речи у ребенка его язык учится находить правильное положение, соответствующее определенному звуку. Язык может быть слишком подвижным или наоборот вялым, при этому движения языка могут оставаться несовершенными, поэтому в детской речи происходит замена большого количества звуков на более удобные для произношения.
Ребенок 4-7 лет может на слух различать звуки и язык занимает правильное положение, язык становится более подвижен и гибок, речь ребенка становится чистой. Нередки случаи, когда язык остается слишком вялым или наоборот подвижным, но уже выработан автоматизм движений, неправильность положения языка закрепляется. В этой связи уже вне зависимости от возраста дети продолжают допускать ошибки в звукопроизношениях.
На развитие речи ребенка оказывают влияние негативные факторы, такие как осложненный ход беременности, родовые травмы, болезни крохи в раннем возрасте, инфекции, стрессы и генетический фактор (если, например, имели место случаи с нарушением речи в семье). Иногда нарушение развития центров головного мозга, отвечающих за речь, сказывается на замедленном формировании звуков у ребенка. Он может начать говорить в более позднем возрасте, и речь его, как правило, формируется неправильно, она невнятная и нечеткая.
Родителям нужно вовремя обратить внимание на нарушения речи у ребенка, ни в коем случае не подражать языку ребенка, не лепетать вместе с ним, не «сюсюкать» и не стимулировать неправильную речь. Слова должны произноситься одинаково правильно в общении со взрослыми и детьми.
Во время игр и занятий с ребенком стараться больше внимания уделять произношению звуков, проговаривать их или пропевать в игровой форме. Можно подражать в звуках животным.
Ребенок не должен играть всегда один, ему обязательно нужно общение со взрослыми в процессе его игр. Хорошо, если родители помогут ребенку придумать сюжет, распределить роли, наделенные игровыми действиями. При таком подходе речь малыша будет улучшаться, он будет запоминать больше слов, расширять словарный запас.
Полезно читать ребенку сказки или пересказывать их своими словами, подключая и ребенка к пересказу. Кроме сказок ребенку необходимо давать пояснения всем природным явлениям и бытовым ситуациям, которые с ним происходят, развивая тем самым его любознательность. Можно учить с ребенком простые детские стишки и потешки, петь песенки, загадывать ребенку загадки.
Родители могут самостоятельно участвовать в построении правильной речи у ребенка.
Недопустимо кричать на малыша, обвинять его в неправильном произношении звуков. Это может спровоцировать обратный эффект, ребенок замкнется в себе, и найти контакт с ним будет труднее.
Необходимо приучать его из звуков складывать простые слова, сравнивать правильное и неправильное произношение, поддерживать его интерес к буквам и звукам.
Не нужно забывать, что чем обширнее словарный запас у окружающих ребенка людей, тем активнее у него развивается речь. Но во всем нужна мера, слишком ускорять процесс не следует, нагружая ребенка занятиями.
Некоторые звуки получится произносить только в определенном возрасте. Наиболее трудным для произношения у большинства детей является звук «р». Не стоит торопить ребенка, прося его сказать «рыба», это может привести к дополнительным сложностям дальнейшего четкого произношения звука.
Эффективно для развития речи заниматься лепкой, аппликацией, рисованием, и прочими видами развития мелкой моторики у детей. Для развития челюстных мышц и языка в домашних условиях можно пережевывать объемную твердую пищу, надувать щеки, дуть мыльные пузыри и прочее. Все это благоприятным образом сказывается на развитии речевого аппарата ребенка.
Не следует бояться за ребенка, чрезмерно опекать его и уж тем более не стоит все делать за него! Речь – это не только то, что наши дети слышат, или то, что мы им читаем. Речь – это и наше окружение, это эмоции. Речь- это и связь мозга с мелкой моторикой- развитием пальчиков рук.
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.