Вы здесь

Back to top
Обогащаем словарь детей

Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей, является важным условием для совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.

Словарный запас подразделяется на активный - слова, употребляемые в повседневной устной речи, и пассивный - слова, понятные при устном восприятии.

С целью обогащения словарного запаса детей при восприятии литературного произведения можно давать творческие задания такие, как, например: придумать сравнение с помощью слов «как будто», «как», «словно», «точно» и т. д., эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову.

Обогащение бытового словаря

      В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок на кухне. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо— борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе — котлеты с гарниром, а это салатница — ее используют для салатов».

      Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.

Мама: - Что мы поставили в сервант?

Ребенок   (отвечает обобщающим словом). - Посуду.

Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.

     Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».

     Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

      Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.

  Развивающие приёмы обогащения и активизации словарного запаса.

  1. Название (или образец произношения) нового или трудного слова.

Для того чтобы дети обращали на слово внимание, восприняли его без искажений необходимо произносить слово с подчеркнуто чёткой дикцией, медленно. Использовать интонирование голоса, паузу перед словом и прямое словесное указание: «Послушайте ещё раз это трудное слово».

2. Название  нового или трудного слова сопровождать показом объекта. «Посмотри, внутри плиты большая духовка». Открыть дверцу духовки и показать, рассмотреть, побеседовать.

3. Новые  слова сопровождать  толкованием (заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом). Например, аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно.

4. Название слова сопровождать толкованием через практический показ детей. Например, птицы летят клином. (Построить птиц клином из мелких предметов или поиграть, и превратится в птиц – построиться клином вместе с родителями и братьями, сестрами).

5. Придумать предложение с заданным словом предложение. Например: В автобусе едут пассажиры; Автобус едет по дороге; В задние двери автобуса входят пассажиры;

7. Для усиления интереса к слову объяснить происхождение (этимологию) слова. Например, ребята, почему так говорят, грузовой автомобиль – грузовик.

8.Разные виды игр. С помощью игр можно решить несколько задач.

     Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их-сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не  понимая  правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10—15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры (например, с разрезными картинками)  целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы  и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно  назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что  можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Подготовила:

учитель-логопед

 Потапова С.В.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами