Обогащение словарного запаса, закрепление и активизация у детей, является важным условием для совершенствования речевого общения, развития понятийного мышления.
Словарный запас подразделяется на активный - слова, употребляемые в повседневной устной речи, и пассивный - слова, понятные при устном восприятии.
С целью обогащения словарного запаса детей при восприятии литературного произведения можно давать творческие задания такие, как, например: придумать сравнение с помощью слов «как будто», «как», «словно», «точно» и т. д., эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову.
Обогащение бытового словаря
В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок на кухне. Мама просит ребенка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо— борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе — котлеты с гарниром, а это салатница — ее используют для салатов».
Следует попросить ребенка подать взрослому посуду и назвать то, что он подает.
Мама: - Что мы поставили в сервант?
Ребенок (отвечает обобщающим словом). - Посуду.
Так непринужденная беседа обогащает детский активный словарь.
Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке».
Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить его внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.
Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения.
Развивающие приёмы обогащения и активизации словарного запаса.
- Название (или образец произношения) нового или трудного слова.
Для того чтобы дети обращали на слово внимание, восприняли его без искажений необходимо произносить слово с подчеркнуто чёткой дикцией, медленно. Использовать интонирование голоса, паузу перед словом и прямое словесное указание: «Послушайте ещё раз это трудное слово».
2. Название нового или трудного слова сопровождать показом объекта. «Посмотри, внутри плиты большая духовка». Открыть дверцу духовки и показать, рассмотреть, побеседовать.
3. Новые слова сопровождать толкованием (заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом). Например, аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно.
4. Название слова сопровождать толкованием через практический показ детей. Например, птицы летят клином. (Построить птиц клином из мелких предметов или поиграть, и превратится в птиц – построиться клином вместе с родителями и братьями, сестрами).
5. Придумать предложение с заданным словом предложение. Например: В автобусе едут пассажиры; Автобус едет по дороге; В задние двери автобуса входят пассажиры;
7. Для усиления интереса к слову объяснить происхождение (этимологию) слова. Например, ребята, почему так говорят, грузовой автомобиль – грузовик.
8.Разные виды игр. С помощью игр можно решить несколько задач.
Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их-сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом, сидя за столом, но не на полу или ковре, объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10—15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки».
Родители могут начать складывать картинку, а далее ребенок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков. Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала необходимо провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.