Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Освоение ребёнком навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.
Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает. Большинство родителей мало внимания уделяют развитию речи у ребёнка. Вот некоторые ответы родителей: «Читаем по слогам», «Пишем», «Считаем». По данным результатам можно сделать вывод, что родители не понимают, какими методами и способами нужно развивать речь своему ребёнку.
Есть, конечно, и другие ответы: «Составляем рассказы по картинкам», «Развиваем мелкую моторику», «Читаем книги», «Придумываем загадки», «Разговариваем об окружающем мире». Но это ответы тех мам, которые сами являются педагогами, либо у кого уже есть старшие дети.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от таких игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке .Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.
Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и методические рекомендации:
Игры, развивающие устную речь ребёнка:
Пополнение словарного запаса
игра «Один-много» (назвать предметы в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа)
Развитие грамматического строя речи
«Жадина» (назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои)
«Посчитай» (посчитать предметы по одному, по два, по пять)
«Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет)
«Линеечки» (прошагав пальчиками по словам-линеечкам, составить предложение)
«Составь рассказ»
(составить рассказ по схеме или опорным вопросам)
«Нелепица» (связно рассказать, что неправильно)
Ответить устно, правильно строя высказывание
Рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:
* Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.
* Помогать ребёнку описывать предметы, события. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.
* При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость «как-бы поёт», не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому - пойте вместе с ним.
* Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.
* Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.
* Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.
* Учить придумывать смешные истории.
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.