Вы здесь

Back to top
Игры — головоломки

Игры-головоломки для развития логического мышления у дошкольников

«Монгольская игра»

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

Лучше всего прививать привычку логично думать в дошкольном возрасте. И в этом поможет одно из средств развития логического мышления – это геометрические конструкторы или игры головоломкиИгры-головоломки известны с незапамятных времен. Долгое время они служили не только развлечением для детей, но и для взрослых. Исследователи установили, что эти игры являются прекрасным средством умственного и логического развития детей старшего дошкольного возраста.

В своей практике я использую различные игры-головоломки:

«Танграм»«Волшебный круг»«Пифагор»«Колумбово яйцо»«Вьетнамская игра» и сегодня хочу рассказать об одной из таких игр.

«Монгольская игра» - одна из множества игр-головоломок на плоскостное моделирование.

Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей. Формирует представлений о форме и размере. Развивает операции мышления: анализ и синтез. Игра способствует развитию творчества, смекалки и сообразительности. Учит сравнивать. Тренирует наблюдательность. Способствует развитию интереса к интеллектуальной деятельности.

Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника.

Игровая задача состоит в том, чтобы собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. При составлении фигур-силуэтов необходимо использовать все части, присоединяя, их друг к другу, не накладывая одну на другую.

Правила игры: от простого к сложному. Знакомить с игрой надо постепенно. Вначале ребенок должен узнать название игры, рассмотреть набор фигур. В процессе знакомства с игрой дети упражняются в различении и правильном назывании геометрических фигур.

Овладение игрой требует от ребёнка определённых навыков, поэтому рекомендуется обучать детей игре в следующей последовательности:

1. Познакомить детей с игрой, рассказать об истории происхождения игры, рассмотреть все детали, образцы изображений.

2. Научить детей собирать квадрат по расчленённому образцу.

Первый этап

Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию.

Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.

Второй этап

Через несколько занятий с монгольской игрой, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру по расчленённому образцу. В этих заданиях нужно использовать все 11 элементов головоломки.

С такими заданиями справляются дети средней группы. 

Третий этап

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Этот этап для детей старшей и подготовительной к школе групп.

Можно предложить детям старшего возраста самим придумать фигуры.

Благодаря играм - головоломкам развитие логического мышления у детей происходит в интересной захватывающей эмоциональной форме.

 

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами