Задержка речевого развития.
Помощь каких специалистов может понадобиться ребенку с задержкой речи?
- Логопеды - помогают развить речевую мотивацию, стимулируют речевое высказывание. Успешнее всего с этим справляются логопеды, работающие в маленьких группах детей, а так же логоритмика.
- Неврологи - лечат неврологическую патологию, которая привела к задержке речевого развития.
Самые распространенные ошибки:
• К сожалению, многие родители считают что до 4 лет ребенок может не пользоваться экспрессивной речью. «Он очень смышленый, все понимает!». Родители выполняют любое желание ребенка, обозначенное жестом или взглядом. Не мотивируют ребенка на речевое высказывание. Мало с ним играют.
• Родители не проходят своевременно диспансеризацию у всех специалистов (ЛОР, невролог, психолог).
• Родители часто перепоручают заботу о речевом и физическом развитии няням, бабушкам.
• Родители говорят в семье на нескольких языках.
Как проводится коррекционная работа логопедом при ЗРР ?
Перед началом коррекционного курса, специалист дает логопедическое заключение при ЗРР.
Оно составляется на основе проводимого обследования, которое включает в себя оценку физического состояния, уровня развития мелкой моторики и сформированности умения выполнять различные артикуляционные упражнения.
Логопед определит уровень понимания и владения разговорной речью.
На начальном этапе логопед при задержке речевого развития старается уравновесить процессы возбуждения и торможения в ЦНС. В ряде случаев для этого потребуется помощь невролога, который назначит лекарственную терапию.
Методы логопедической коррекции задержки речевого развития различны, но вся работа проводится в несколько этапов.
-После установления хорошего контакта с ребенком, логопед начинает игры на удержание и переключение внимания.
-Обучение выполнению просьб/инструкций – это является базовой основой для всей дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего оптимальными являются сюжетные игры.
-Стимуляция подражательной деятельности. Подражание позволяет плавно переключить ребенка от неречевой активности к речевой. На этом этапе логопед отрабатывает с ребенком произношение основных гласных звуков и слогов. Обучение правильной ориентации в пространстве. Для этого логопед использует ритмичные виды деятельности – игры с мячом, лентами, водой. Одновременно стимулируется развитие мелкой моторики, для чего ребенку предлагается собирать конструктор, лепить из пластилина, собирать мелкие предметы, предварительно рассыпанные на пол.
— Изучение новых слов, что способствует пополнению пассивного словаря и расширению активного. Для этого могут использоваться красочные картинки, игрушки.
— Занятие с логопедом при ЗРР на начальном этапе завершает работа с зеркалом, перед которым ребенок проводит специальную артикуляционную гимнастику.
Важно! Каждое занятие с логопедом не должно превышать 40 минут. Это оптимальное время, в течение которого ребенок не утомляется, у него сохраняется интерес к занятию и способность к усвоению нового материала.
Подготовила:
Учитель-логопед
Чернышова М.В.