Консультация для родителей
«Игры и упражнения по формированию сенсорных эталонов»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду и в школе.
Игры и упражнения:
- «Цветные шарики»
Стаканчики (желтый, красный, зеленый, синий), шарики соответствующих цветов (16 штук).
Ход игры
Взрослый расставляет стаканчики четырех цветов на столе, дает смешанные шарики в одной емкости и просит ребенка разложить их по стаканчикам такого же цвета. Ребенок раскладывает шарики, называя цвет.
- «Собери бусы»
Шнур, бусины или предметы с отверстиями.
Ход игры
- Ребенок собирает бусы на шнурок (разноцветные бусы). Порядок нанизывания бусин свободный.
- Нанизывание бусин - чередование по форме.
- Нанизывание бусин – чередование по цвету.
В зависимости от уровня развития ребенка задание усложняются. Бусины нужно брать меньшего размера, сортировать в определенной последовательности.
- «Геометрические вкладыши»
Коробочки с разными геометрическими фигурами крупного размера.
Ход игры
Ребенок должен взять геометрическую фигуру и положить в коробочку с соответствующим отверстием (круг в коробочку с круглым отверстием и т.д.) Когда ребенок запомнил простые фигуры, переходите к более сложным фигурам: ромб, трапеция и т.д.
- «Спрячь мышку»
Листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат. На квадрате нарисована мышка – это ее домик. Квадраты тех же цветов – дверцы, Игрушка – кошка.
Ход игры
Ребенок должен спрятать мышку, закрыв окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик. Когда все дверцы закрыты, приходит кошка – «ловить мышей». Если все двери подобраны правильно, то кошка не находит мышей и уходит.
- «Разноцветные квадраты»
Карточка, разделенная на 6 квадратов – 6 цветов спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового). Набор мелких картонных силуэтов игрушек тех же цветов. Цвет игрушек должен точно совпадать с цветом квадратов.
Ребенок берет большую карточку, разделенную на 6 цветных квадратов, называет цвета этих квадратов. А затем подбирает силуэты игрушек для каждого квадрата и раскладывает. Одни и те же игрушки могут быть разного цвета и наоборот разные игрушки могут быть одного цвета.
- «Какого цвета предметы в нашей комнате»
Интерьер комнаты, игрушки и другие предметы.
Ход игры
Взрослый предлагает ребенку внимательно осмотреть комнату, цвет стен, мебели. Затем спрашивает, какого цвета стол, стул и т.д. Если ребенок отвечает правильно, хлопают в ладоши. Можно попросить ребенка назвать предметы, расположенные в комнате, которые круглой формы и т.д.
- «Определи на вкус»
Поднос с нарезанными овощами или фруктами и карточки с их изображением.
Ход игры
Ребенку предлагают с закрытыми глазами попробовать на вкус овощ или фрукт, затем открыть глаза взять изображение этого овоща или фрукта и назвать.
- «Сложи картинку»
Набор целых сюжетных картинок и таких же разрезных.
Ход игры
Ребенок берет целую картинку и накладывает сверху разрезную, чтобы изображение совпало. Может собирать картинку рядом с изображением или по памяти.
Подготовила:
Учитель – дефектолог:
Добронравова Е.Н.