Очень часто дети даже старше 3 лет требуют постоянного внимания мамы или папы, не соглашаясь играть самостоятельно.
Ни в коем случае нельзя сердиться на малыша и ругать его за это: возможно взрослые просто не создали условия, необходимые для того, чтобы ребёнок овладел навыками самостоятельной игры.
Уже в два года малыш может и должен учиться играть самостоятельно какое-то время. В функции взрослого входит не руководить игрой ребёнка, а создать ему для этого определенные условия.
Для этого следуйте пяти простым советам:
- Подбирайте разнообразные игрушки
Проблема вовсе не кроется в количестве или «свежести» игрушек: часто изобилие игрушек даже вредит - ребёнку трудно сконцентрироваться на чем-то одном.
Также родители часто сами фокусируют внимание ребёнка на одной теме: например, покупают мальчикам практически одни только машинки, ошибочно полагая, чтобы иные типы игр, например логические или ролевые, его не заинтересуют. Скорее всего, родители сами навязывают ребёнку один и тот же сценарий игры: «покатай машинки» или «приготовь суп».
Приобретайте более разнообразные игрушки: например, игрушки на палец, различные музыкальные инструменты, железную дорогу, ролевые наборы и конструкторы, пазлы различных форм и размеров, гигантские раскраски, наклейки, счетный материал, магнитный театр, кинетический песок и т.п.
2. «Нарушайте правила»
Даже если Вам кажется, что ребёнок «не так» играет с игрушкой, например, готовит суп из счетных палочек, не стоит ему мешать. Вообще старайтесь меньше использовать негативных форму «так НЕ надо /НЕ правильно играть». Ваши многочисленные запреты лишь тормозят его интерес.
3. Проявляйте интерес
Даже не вмешиваясь в игру ребёнка и занимаясь своими делами, время от времени проявляйте интерес к тому, что он делает: комментируйте и задавайте вопросы. Во время игры ребенка также поддерживайте с ним контакт: отвечайте на его вопросы, напевайте или что-то иногда рассказывайте ему, чтобы он не чувствовал себя одиноко во время игры.
4. Помогите достичь цели игры
Если Вы видите, что у малыша долго не получается достичь своей цели, например, собрать железную дорогу до конца, и он уже готов все бросить, помогите ему. Всего немного взрослой помощи - и игра может продолжатся еще долго!
5. Организуйте пространство
Посмотрите, насколько удобно для ребёнка расположены игрушки в игровой зоне, может ли он самостоятельно достать все, что ему нужно. Сортируйте игрушки по ящикам: например, пусть все детали большого конструктора лежат в одном месте, чтобы ребенок сам мог все найти. Можно также соорудить для малыша свой «домик», в котором ему будет интересно уединяться с игрушками.
Навык игры без участия взрослых является одной из ступенек будущей самостоятельности ребенка. И родителям необходимо помочь малышу вырасти самостоятельным человеком.
Подготовила:
методист КЦ
Харчева М.В