В наше время компьютерной технологии, мы недостаточно времени уделяем общению со своими детьми. Многие родители считают, что если ребенок посещает занятия в детском саду, то этого достаточно для развития ребенка. Но все таки нашим детям необходима помощь родителей. Обучение пересказу способствует обогащению словаря, развитию восприятия, памяти и внимания, совершенствованию структуры речи и произношения, усвоению норм построения предложения и целого текста. Пересказ имеет огромное значение для формирования у детей познавательных и творческих способностей. Умение пересказывать прочитанный текст - необходимый в школе навык, ведь вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал. Поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык у ребенка до поступления в школу. Кроме того, пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему и, если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
Зачем нужно учить детей пересказу?
В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку развивается речь, т.е.:
• Обогащается и расширяется словарь;
• Формируются навыки словоупотребления;
• Усиливается языковое чутье;
• Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
• Внимание (умение внимать);
• Память (запоминание текста);
• Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно- волевых процессов:
• Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст.
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев.
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку рассказ, но произведение длинное можно пересказать небольшой эпизод диалог, который больше всего понравился.
Задачи обучения пересказу:
- учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие литературные произведения без помощи наводящих вопросов воспитателя или родителя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Практическая часть
- Не надо нацеливать ребенка на запоминание перед первым чтением, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
- После чтения текста необходимо побеседовать о прочитанном.
- Какие мы будем задавать вопросы?
- Вопросы должны быть последовательными, по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
- После беседы надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
- При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавайте характер героев, их поведение.
- Прочитали еще раз сказку, а теперь можно предложить ребенку пересказать.
- Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать. Если ребенку трудно вспомнить, можно задать, наводящий вопрос. Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.
Уважаемые родители, помните, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.