Вы здесь

Back to top
Кризис трех лет: как пережить, не нарушив психику ребенка

Информационно-методический материал на тему: «Кризис трёх лет: как пережить, не нарушив психику ребенка».

Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы - кризисы. Они необходимы, поскольку это движущая сила развития.

В течении трех лет жизни, ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе.

«Кризис 3-ех лет» - определение условное. У одних начинается в 2 года 10 месяцев, у других – в 3 года 6 месяцев.

К трем годам у ребенка в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру:

• Отделяет себя от взрослых.

• Называет себя по имени (уже не говорит о себе в третьем лице, а в первом: «Дай мне куклу», «Я бегаю», «Возьми меня с собой»)

• Стремится самостоятельно удовлетворить свои потребности, так как он без помощи взрослых многое делает сам – ходит, ест и другими навыками самообслуживания владеет. Ребенок начинает понимать сам, что он делает, возникает выражение – «Я» сам!

Возраст трех лет характеризуется как «трудный» и его «трудность» состоит в том, что отделяя себя от близких взрослых ребенок проявляет негативизм.

Негативизм

– это желание все делать наоборот, ни в коем случае не подчиниться взрослому, даже вопреки собственному желанию. Первичный негативизм не является признаком испорченного характера, а напротив, он отражает прогрессивные тенденции в развитии малыша, выделить свое «Я». У ребенка возникают желания и намерения, которые не совпадают с взрослыми. Ребенок дает понять, что имеет право на свое мнение.

Отличия негативизма от непослушания.

Негативизм:

1. Ребенок поступает наперекор своему желанию

Пример: Мальчик очень любит каяться на велосипеде. Ему не всегда это разрешают, но вот сегодня мама говорит: «Иди, катайся». На это наш негативист отвечает: «Не пойду». Почему он отказывается? В голосе мамы он уловил нотки повелительные нотки. Мать предлагает снова, и снова он отказывается, начиная при этом плакать –кататься-то хочется! Но, оказывается, стремление не подчиниться воле взрослого сильнее.

2. Избирательное поведение

Пример: Ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей (только мамы или папы) с остальными послушный. Необходимо проанализировать характер взаимоотношений в семье – может чрезмерно требовательны, строги, непоследовательны в воспитании.

Непослушание:

1. Ребенок следует своему желанию, которое идет в разрез с намерениями взрослого.

Пример: Мы зовем ребенка к столу, а он не слушается, продолжает катать свою пожарную машину. Он не делает того, чего мы от него требуем, потому, что сейчас ему хочется делать совсем другое.

2. Поведение не избирательно

Строптивость

– наоборот направлена не на человека, а на образ жизни, против тех правил, которые были до трех лет в жизни ребенка. Яркому проявлению строптивости способствуют – авторитарное воспитание, частые приказы и запреты. Единственное, если поведение становится опасным для жизни и здоровья малыша, взрослые должны запретить твердо: переходить дорогу одному, включать газ и т. д.

Рекомендуется близким взрослым при проявлении строптивости быть более гибкими.

Упрямство

– своеобразная защитная реакция на влияние взрослых, отказ от ребенка воспринимать мнение другого человека, настаивание на своем, потому что так хочет.

Это доступная форма дл малыша заявить о себе, своих желаниях, чувствах.

Упрямство может быть вызвано чувством гнева, обиды на родителей – это может свидетельствовать о конфликте в общении.

Упрямство ребенка может вызывать у взрослого сильную эмоциональную реакцию, родители видят свою некомпетентность, угрозу своему авторитету в глазах ребенка и подогревает желание бороться с упрямством: «Я должен заставить ребенка понять, что родителей надо слушаться», «Я докажу, что я сильнее, старше» В итоге вырисовывается схема «Кто кого».

Одна из ошибок родителей, ведущая к появлению упрямства – повышенная требовательность родителей в приучении ребенка к порядку без учета его реальных возможностей (бесполезно ожидать от ребенка 3-4ёх лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю). У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти качества постепенно формируются в процессе воспитания и обучения.

Как себя вести близким взрослым в период «кризиса 3 лет»

Нельзя расценивать кризис со знаком «минус». Ребенок сам страдает от него, это важный период – переход на новую качественную ступень развития.

Если ребенок резко изменился и не в лучшую сторону, необходимо выбрать правильную форму, линию поведения – стать более гибким!

Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку взрослых. Попытки общаться с ним по-строму ведут лишь к закреплению отрицательных черт в поведении, сохраняя их в течении всего детства (а то и позже) Необходимо расширять права и обязанности малыша в пределах разумного, давать больше самостоятельности и это смягчит кризис.

Памятка для родителей

"Как помочь ребенку пережить кризис 3 лет»

1. Постарайтесь выбрать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

2. Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.

3. Помните, что ребенок испытывает ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли, то что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты. Их не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи.

4. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за вами, поэтому следите за тем, что говорите и делаете.

5. При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша чем-нибудь нейтральным.

6. Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите разговор до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять руку и увести в безлюдное место.

7. Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек (можно побросать с малышом в мячик, устроить бой на воздушных шариках, поиграть в кричалки)

8. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не сюсюкаться, не стараться все сделать за него. Разговаривайте с ребенком как с равным, как с человеком, мнение которого вам интересно.

9. Общаясь с ребенком, исключите грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета.

 Подготовила:

     воспитатель

Беляева О.А.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами