Информационно-методический материал на тему: «Почему нельзя учить дошкольника письменным буквам».
Для чего мы учимся писать?
Согласитесь, мало кто из выпускников школы может красиво и грамотно изложить свои мысли. Но именно для этого и служит письмо.
К сожалению, давным-давно задачей письма в школе стала наработка механического навыка. Беда в том, что письмо и чтение – это не механические навыки, а очень сложные процессы. Никогда письмо не формируется чисто технически. Одновременно с ним выполняются другие довольно сложные задачи:
✓ построить систему знаков, которая соотносится с системой звуков;
✓ усвоить обозначение звуков буквами;
✓ представить буквенную запись как модель слова, которая отражает связь между его значением и формой.
Не говорю уже о тех мыслительных процессах, которые прячутся за письмом. Да и кому нужен механический навык в наш 21 век без умения красиво его использовать!
Излагать свои мысли – естественная потребность
В возрасте 4-5 лет у ребенка само собой возникает желание выражать свои мысли: дети пытаются писать свое имя, фамилию, подписывать рисунки, писать записки, сочинять истории, сказки и т.д.
Это благодатный период, когда задача взрослых – развить это естественное желание детей.
Значит, учим писать в 4-5 лет?
Означает ли это, что ребенка уже надо готовить к школе и учить писать прописными буквами?
Нет-Наоборот.
В последнее время трудности письма все чаще связывают именно с ранним обучением. Причем во многих и многих группах подготовки к школе учат курсивному письму по программе 1 класса, просто перенося школьную методику на малышей.
ПОЧЕМУ НЕТ?
Дети 4-5 лет еще не обладают физиологическими особенностями, которые нужны для того, чтобы навык письма сформировался правильно:
✓ еще физически не сформированы мелкие мышцы руки;
✓ не закончено окостенение фаланг пальцев;
✓ у ребенка этого возраста до конца не сформированы сложнокоординируемые движения руки, кисти, пальцев;
✓ в достаточной степени не сформирована нервно-мышечная регуляция;
✓ не созрели структуры центральной нервной системы и механизмы зрительного восприятия;
✓ не сформированы базовые познавательные функции (организация внимания, контроль деятельности, речь, артикуляция, слуховая память, организация и регуляция движения, зрительно-моторная координация).
Все эти процессы требуют длительного времени и формируются вплоть до 9-10 лет.
Можно ли научить ребенка писать прописными буквами в 4-5 лет? Можно.
Но этот навык будет осуществляться за счет механизмов, компенсирующих недостаток развития нужных функций.
А в результате...
У ребенка закрепится
- неверная траектория движения,
- неправильное соединение штрихов и элементов букв,
- неустойчивость письма, а несформированность механизмов звукобуквенного анализа не позволит писать грамотно.
Все это позже исправить трудно. Но мало того, что обучение механическому письму в этом возрасте имеет негативные последствия, оно еще и блокирует естественное желание детей передавать свои мысли. А это, по-моему, самое страшное!
Фокус внимания смещается с потребности ребенка выражать свои мысли на освоение технического навыка, который сейчас им дается с трудом и намного проще будет освоен через 2-3 года. Вернуть же естественное желание передавать свои мысли после длительного периода, когда письмо для ребенка - натаскивание механического навыка, ох как сложно!
К каким трудностям может привести раннее письмо
Давайте сначала определим понятие "трудности". Под трудностями обучения чаще всего понимается неуспеваемость. Но это не так.
«Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости; наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья. Сложность и в том, что именно дети с высокой успеваемостью не привлекают особого внимания педагогов и родителей, а «функциональная цена» школьных успехов проявляется не сразу.
Появление трудностей письма у таких детей во 2-м классе порой воспринимается взрослыми как непонятно от чего возникшая неожиданность («В 1-м классе писал [читал] без ошибок»).
Ухудшение здоровья у детей с проблемами письма тем более не связывается с чрезмерным напряжением.
Считается, что поводом ухудшения здоровья могут быть самые разные причины, но только не школьные нагрузки, перенапряжение или ежедневные микрострессы от ситуаций ограничения времени («пиши быстрее», «старайся, у тебя небрежный почерк»).
Неуспеваемость – это, как правило, результат тех школьных трудностей, которые вовремя не замечены, причины которых не ясны педагогу и родителям…
В практике школы неуспеваемость часто рассматривается не как результат комплексного воздействия школьных факторов риска, а как неспособность ребенка к обучению из-за недостаточного старания, лени и т.п. Следует напомнить, что у более чем 90% детей, поступающих в 1-й класс (и не имеющих негативного опыта дошкольного обучения), очень высокая учебная мотивация, они хотят учиться и ходить в школу. В первые месяцы каждый из них старается, остро переживает неудачи, готов часами заниматься, но уже к декабрю у более чем 60% первоклассников нет желания учиться».
ДРУГИМИ СЛОВАМИ
Ребенок пишет плохо, потому что не может, а не ленится!
Когда мы говорим о том, что ребенок, которого рано начали учить писать и читать, столкнется в школе с трудностями, это не означает автоматически, что он будет учиться на двойки.
ЕСТЬ БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЧЕМ ОТМЕТКИ В ШКОЛЕ:
- проблемы со здоровьем,
- эмоциональное и физическое истощение,
- отсутствие мотивации,
- низкая самооценка,
- неумение реализовать свои навыки и т.д.
Так что не торопитесь учить дошкольника письменным буквам, даже если вы видите его желание писать.
А ЧТО ТОГДА ДЕЛАТЬ?
Главное правило - фокусируемся на желании излагать мысли, а не на механическом навыке.
Намного больше, чем обучение прописным буквам дадут:
- свободное выражение мыслей с помощью подвижного алфавита,
- письмо печатными буквами,
- письмо пиктограммами,
- рисование,
- звуковые игры.
Подготовила:
воспитатель
Беляева О.А.