Вы здесь

Back to top
Почему возникают нарушения чтения и письма?

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

-речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

-речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

-зрительный, который подбирает соответствующую графему;

-двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

   Вечный вопрос: что делать?

Прежде всего: не падать духом.      Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения  -  из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги. С некоторыми правилами ребят уже можно знакомить перед школой, например, с правилом определения количества слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.

 Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.                 Пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.   На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.               Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Важно!  Дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача невролога, логопеда и родителей.

Подготовила:

учитель-логопед

 Потапова С.В.

 

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами