Почему возникают нарушения чтения и письма?
Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
-речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
-речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
-зрительный, который подбирает соответствующую графему;
-двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Вечный вопрос: что делать?
Прежде всего: не падать духом. Ещё в дошкольном детстве детям необходимо усвоить представления о том, что наша речь состоит из предложений, предложения - из связанных по смыслу слов, слова состоят из звуков и делятся на части – слоги. С некоторыми правилами ребят уже можно знакомить перед школой, например, с правилом определения количества слогов в слове: в слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков.
Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует.
Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:
1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.
2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.
3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. Пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.
5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.
Важно! Дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача невролога, логопеда и родителей.
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.