Если в семье появляется ребенок с аутизмом, то это требует дополнительной заботы от родных и близких. Развитие подобных деток зависит в основном от настойчивости и старания их окружения. Одной из форм заболевания является высокофункциональный аутизм.
Термином «аутизм» называют нарушения в развитие головного мозга, вследствие которых возникает дефицит социального взаимодействия и сложности в общении.
Высокофункциональный аутизм – одна из форм заболевания, о которой ведутся активные медицинские дискуссии. Это дети с высоким коэффициентом интеллекта.
К физиологическим признакам, часто встречающимся у детей с выкофункциональным аутизмом можно отнести:
- Притупленное или излишне острое сенсорное восприятие;
- Частые судороги;
- Слабый иммунитет;
- Проявление синдрома раздраженного кишечника;
- Нарушение функционирования поджелудочной железы.
Поведенческие отклонения.
Проблемы с речью.
- До года дети почти не гулят.
- К двум годам словарный запас не более 15 слов.
- В 3 года заторможена способность комбинирования слов.
- Дети неспособны к обобщению и использованию личных местоимений. О себе они говорят в третьем лице.
- Контакт с окружающими слабый или отсутствует совсем.
- Дети не смотрят в глаза, не просятся на руки, не улыбаются в ответ на улыбку.
- Они не выделяют родителей, не реагируют на обращение.
Сложности в социализации.
Дети с высокофункциональным аутизмом стараются отгородиться от окружения людей, отойти, спрятаться. Любое неудовольствие вызывает у них истерику, гнев, агрессию, могут укусить или ударить. Агрессия часто направлена на себя. Они почти не проявляют интереса к игрушкам, не способны к образному мышлению и не понимают, что делать с ними. Но может возникнуть сильная привязанность к одной игрушке или к любому предмету. У таких детей узкая сфера интересов. Способность достигать результата в одном направлении. Наблюдательность. Потребность доводить до конца начатое занятие. Стереотипность в поведении. Склонность к определенному порядку действий.
Дети с высокофункциональным аутизмом, могут обучаться в обычной школе, но для этого родителям придется приложить массу усилий.
Как помочь ребенку с высокофункциональным аутизмом?
Аутизм - неизлечимое заболевание. Он сопровождает человека всю жизнь. Ребенок вырастает, и качество его взрослой жизни зависит от настойчивости его окружения.
Рекомендации, как организовать жизнь аутиста с высокофункциональной формой заболевания. Их выполнение облегчает ребенку взаимодействие с окружающим миром:
- Составляйте расписание, придерживайтесь четкого режима дня, предупреждайте о любых изменениях заблаговременно, чтобы ребенок привык к мысли об изменении привычного режима.
- Определите внешние раздражители. Ребенок с высокофункциональным аутизмом может впадать в агрессию от самых незначительных деталей. Это может быть определенный цвет, звук или действие. Оградите ребенка от раздражающих факторов.
- Научитесь успокаивать истерики, которые бывают довольно часто. Не давайте ребенку сильно перенапрягаться и уставать. Заботьтесь о безопасности во время истерики.
- Убирайте все основные предметы из зоны доступа. Не кричите и не пугайте ребенка, не критикуйте его действия. Такое поведение усилит стресс, и ребенок дольше не сможет успокоиться.
Родителям! Не отказывайтесь от помощи дефектологов, психологов, логопедов и коррекционных программ. Это поможет ребенку с высокофункциональным аутизмом адаптироваться в сложном для него мире.
Подготовила:
Учитель-дефектолог:
Добронравова Е.Н.