Вы здесь

Back to top
Речевая готовность к школе

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность к школе?

    

Подготовила:

учитель-логопед

 Потапова С.В.

Навыки речевой готовности к школе

-умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;

-употребление в связной речи слов с обобщающим значением;

-умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);

-умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);

-умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);

-понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);

-понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);

 -понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);

Отгадай загадки. Сколько значений имеют слова-отгадки

 

В  тетради я бываю   

Косая и прямая;

  • другом своём значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

  • шеренгу вас построю.

Они обычно для шитья,

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на ёлке,

А называются

  

 

-понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);

Девочка скачет 

Температура скачет 

Девочка скачет и температура скачет.

В первом случае – прямое значение, во втором – переносное (быстрое изменение температуры).

Мальчик бежит – прямое значение. Время бежит – переносное.

 Мальчик бежит

Время бежит 

 

  • понимание и употребление фраз с переносным значением («кот наплакал», «сломя голову»);

(Фразеологизмы-синонимы:

кот наплакал - малая толика (мало);

бить баклуши - считать ворон - точить лясы (бездельничать);

мороз по коже - мурашки по спине (о сильном страхе, испуге, переживаниях).

Фразеологизмы-антонимы:

черепашьим шагом (очень медленно) - сломя голову (очень быстро);

с гулькин нос (очень мало) - выше крыши (очень много);

рукой подать (близко) - на краю света (очень далеко))

  • умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Какое слово лишнее?

(Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.

Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.)

Даже если у ребенка к школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

Особые критерии готовности к школьному обучению.

  1. Сформированность звуковой стороны речи.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

(Выделение соглпсного звука из ряда гласных звуков, слогов; выделение звка из слова,слов с заданным звуком из коротких предложений; нахождение мест звука в слове).

  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Уметь работать с разрезной азбукой, читать по слогам.

(Примерные игры « Придумай слова»;« Звук потерялся»- назвать слово без первого звука- попросить назвать слово полностью; «Назови новое слово»- полк-волк; грач-врач).

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (сухое бельё, сухие листья); образовывать прилагательные от существительных.

5.Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях (Найди ошибку- Мышка поймаа кошку), работать с деформированным предложением составлять предложения по опорным словам и картинкам (Красивая, у, мордочка, щенка) , распространять предложения второстепенными и однородными членами (В парке растут дубы, березы и ели; В лесу растем много грибов, ягод, цветов).

6.Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Послушай рассказ «Белый медвежонок», рассмотри картинки-подсказки, послушай рассказ еще раз, перескажи, опираясь на картинки

 

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами