Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность к школе?
Подготовила:
учитель-логопед
Потапова С.В.
Навыки речевой готовности к школе
-умение четко подбирать слова при назывании действий, предметов;
-употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
-умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зеленая);
-умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
-умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);
-понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);
-понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);
-понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);
Отгадай загадки. Сколько значений имеют слова-отгадки
В тетради я бываю Косая и прямая;
Я планка для черчения, И, наконец, порою
|
Они обычно для шитья, И у ежа их видел я; Бывают на сосне, на ёлке, А называются
|
-понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);
Девочка скачет |
Температура скачет |
Девочка скачет и температура скачет.
В первом случае – прямое значение, во втором – переносное (быстрое изменение температуры).
Мальчик бежит – прямое значение. Время бежит – переносное.
Мальчик бежит |
Время бежит |
- понимание и употребление фраз с переносным значением («кот наплакал», «сломя голову»);
(Фразеологизмы-синонимы:
кот наплакал - малая толика (мало);
бить баклуши - считать ворон - точить лясы (бездельничать);
мороз по коже - мурашки по спине (о сильном страхе, испуге, переживаниях).
Фразеологизмы-антонимы:
черепашьим шагом (очень медленно) - сломя голову (очень быстро);
с гулькин нос (очень мало) - выше крыши (очень много);
рукой подать (близко) - на краю света (очень далеко))
- умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Какое слово лишнее?
(Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.
Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.)
Даже если у ребенка к школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.
Особые критерии готовности к школьному обучению.
- Сформированность звуковой стороны речи.
- Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
(Выделение соглпсного звука из ряда гласных звуков, слогов; выделение звка из слова,слов с заданным звуком из коротких предложений; нахождение мест звука в слове).
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Уметь работать с разрезной азбукой, читать по слогам.
(Примерные игры « Придумай слова»;« Звук потерялся»- назвать слово без первого звука- попросить назвать слово полностью; «Назови новое слово»- полк-волк; грач-врач).
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами (сухое бельё, сухие листья); образовывать прилагательные от существительных.
5.Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях (Найди ошибку- Мышка поймаа кошку), работать с деформированным предложением составлять предложения по опорным словам и картинкам (Красивая, у, мордочка, щенка) , распространять предложения второстепенными и однородными членами (В парке растут дубы, березы и ели; В лесу растем много грибов, ягод, цветов).
6.Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
Послушай рассказ «Белый медвежонок», рассмотри картинки-подсказки, послушай рассказ еще раз, перескажи, опираясь на картинки