Гиперпротекция – это избыточная забота, гиперопека.
Гиперпротекция проявляется под предлогом защиты, даже тогда, когда опасности нет. Родители, не осознавая, проецируют свой неосознанный страх на детей, стремятся их обезопасить от всего, в том числе, и от ответственности. Не всегда это происходит осознанно. В итоге ребёнок избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате он лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждёт помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность – условно – рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. В большей степени гиперпротекция свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм «обязывания» детей действовать определённым, раз и навсегда заданным образом.
К тому же нередко матери пытаются образовывать с дочерьми изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании.
Особая разновидность гиперпротекции встречается у матерей с истерическими чертами характера, амбициозных, добивающихся признания своей власти любой ценой. Средством этого признания является ребёнок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются: вокруг ребёнка создаётся ореол исключительности и нередко культ вседозволенности.
Главная неблагоприятная роль гиперпротекции – передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несамостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
Родителям необходимо отдавать себе отчёт в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения, как правило, способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.
У каждого ребёнка есть потребности, которые меняются в зависимости от возраста. Но есть и такие потребности, которые всегда остаются неизменными:
- Самостоятельность – необходима ребёнку, для развития навыков и уверенности в себе. По мере взросления потребность в независимости становится всё более явной для его подготовки ко взрослой жизни. Предоставлять самостоятельность рекомендуется постепенно – по мере того, как ребёнок доказывает родителю, что он может безопасно и ответственно обращаться со свободой.
- в своих силах и гордость за свои достижения – это ключ к полноценному развитию личности ребёнка. Позвольте своему ребёнку самому выбирать, какие интересы он хочет преследовать. Не проявляйте властность и авторитет, не заставляйте ребёнка участвовать в мероприятиях, только потому, что так хочется вам.
- Потребность в уверенности подкрепляется необходимостью чувствовать себя любимым, окруженным заботой и одобрением. Вместо того чтобы постоянно сомневаться, оспаривать или отвергать решения ребёнка, признайте его сильные стороны и прислушайтесь к его желаниям.
Обеспечьте ребёнку защищённую среду, в которой он сможет развиваться и процветать, одновременно находясь под вашим контролем.
Помните! Гиперпротекция наносит ущерб благополучию и здоровому развитию ребёнка. Быть твёрдым, устанавливать правила, соблюдать дисциплину и следить за поведением ребёнка, не плохо. Но если контроля больше, чем необходимо для защиты и воспитания, то это выльется в непреднамеренные негативные последствия для эмоционального роста малыша и его отношений с другими людьми, включая родителей.
Подготовила:
Учитель-дефектолог:
Добронравова Е.Н.