Вы здесь

Back to top
Как помочь ребенку активизировать речевое общение в процессе игры

«Как помочь ребенку активизировать речевое общение в процессе игры»
 

Уважаемые родители, когда вы начинаете заниматься с ребёнком, помните, что все занятия проходят в игровой форме, обязательно учитывайте возможности малыша, не забывайте, что ему свойственны повышенная утомляемость, истощаемость, что он склонен к апатии, инертности. Всякое перенапряжение вызывает отрицательную реакцию ребенка на проводимую с ним работу. Поэтому важно уловить момент, когда становятся заметны признаки его утомления или излишнего возбуждения, и, хотя он сам еще не отказывается от предложенной вами игры, следует прервать работу, не забыв похвалить ребенка.
Как же взрослый может привлечь внимание ребенка к яркой игрушке. Нужно показать игрушку, дать ее потрогать, подержать, вместе с ребёнком ее рассмотреть. Необходимо добиваться, чтобы ребенок, если сам не может достать игрушку, обращался за помощью к взрослому (хотя бы при помощи жестов). Сами же обращайтесь к ребенку с простейшими фразами: «Возьми игрушку», «Дай мне игрушку», «Дай ручку, поздороваемся». Если ребенок в определенной степени владеет речью, разговаривайте с ним, выслушивайте его, одобрительно реагируйте на его высказывания.
Формирование умения понимать, о чём говорят другие, и пытаться говорить самому базируется на хорошо знакомых детям ситуациях и темах («Семья», «Овощи», «Посуда» и др.). Работа по развитию понимания речи проводится на наглядной основе, путём показа реальных предметов, что позволяет установить прочную связь между восприятием слова и демонстрируемым предметом. В процессе коррекционно-развивающей работы важно учитывать, что ребёнок лучше запоминает те предметы, с которыми он играет: ощупывает, бросает, катит, вращает и т. д. Предлагайте ребёнку запомнить названия ярких, достаточно крупных игрушек и предметов, отличающихся друг от друга по цвету, форме, величине, материалу.
В процессе развития речи используйте такие приёмы, как:

  • Называйте ребёнка по имени, используйте его имя в потешке, народной песенке, стихотворении, подходящих к игровой или социально-бытовой ситуации («Возьми, Сашенька, флажок. Стань с ним, Сашенька, в кружок»);
  • Ласково обращайтесь к ребёнку с удержанием его взгляда на вашем лице;
  • Называйте и демонстрируйте предметы, действия с ними («Это мяч. Кати мяч»);
  • Используйте сюрпризные моменты, ситуации неожиданности (появление и исчезновение привлекательного для ребёнка объекта);
  • Привлекайте внимания ребёнка к предметам, указывая на них поворотом головы или рукой;
  • Учите ребёнка, находить предметы, игрушки по вашей просьбе («Где часы?»);
  • Формируйте умение соотносить предметы окружающей действительности с их изображением на картинках («Найди на картинке такую же игрушку»);
  • Рассматривайте предметные и сюжетные картинки, пусть малыш находит и показывает знакомые предметы на них («Покажи, где кот, где собака»);
  • Проводите одно и то же действие с разными игрушками (покормим куклу, курочку, собачку, котика);
    показ разных действий с одним и тем же предметом (погладим мишку, пожалеем его, покормим, уложим спать);
  • Учите соотносить действия со словом, выполнять несложные просьбы («Где майка - давай наденем её. Дай машинку - будем играть»);
    обыгрывание игрушек, разыгрывание небольших сценок с ними; каждое действие сопровождается словом («Ляля гуляет. Покормим Лялю. Ляля будет спать»);
  • Комментируйте выполняемые ребёнком бытовых действий («Ложкой Дима кушает суп; покажи, чем ты ешь суп»);
    поручения, состоящие из одного действия на начальном этапе обучения, позднее — из двух-трёх действий;
  • Учите использовать указательный жест, направленный на предмет, а также слова запрета или разрешения (можно, нельзя) в различных социально-бытовых ситуациях.
    Постепенно у ребёнка сформируется понимание более сложных речевых инструкций; при этом старайтесь добиваться выполнения разных действий с предметами, игрушками: «Кати мяч», «Сними колечко со стержня», «Покачай Лялю», «Покорми мишку», «Надень Ване шапку», «Возьми кубик», «Открой матрёшку», «Закрой коробочку крышкой», «Построй башню из кубиков», «Посади мишку в машинку» и др.

Важно установить эмоциональный контакт с ребенком, расположить к себе, приласкать и заинтересовать.

Подготовила:

Учитель-дефектолог:

Добронравова Е.Н.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами