«Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП»
Дети с церебральным параличом – это дети с множественными
нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные
расстройства.
Отставание в познавательном развитии проявляется во всех психических
процессах: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.
В силу двигательной недостаточности нарушается формирование
восприятия предметов окружающего мира, а восприятие является базой для
развития мышления. У детей с ДЦП осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо
предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые
испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Поэтому
необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных
ощущений.
Для развития познавательной деятельности имеет большое значение
согласованность движений руки и глаза. Дети с ДЦП часто не следят глазами
за движением и действием своих рук, что препятствует формированию
предметно-практической деятельности, пространственных представлений и
предметно-действенного мышления, выработке навыков самообслуживания,
а в дальнейшем чтения и письма.
Данными современной медицины доказана необходимость как можно
более раннего начала коррекционно - развивающей работы для детей с ДЦП,
потому что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее
интенсивно.
Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным
параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Одним из направлений коррекционно - педагогической работы детей дошкольного возраста с ДЦП является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рук.
От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит
речевое развитие ребенка. Чтобы работа по данному направлению была успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.
При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на 3 составляющие:
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнение для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
- Подготовка руки к письму.
Важной составляющей для развития мелкой моторики является самомассаж кисти и пальцев рук, который является подготовительным этапом к основному комплексу упражнений.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Обучение проводят в игровой форме, сопровождая чтением коротких стихотворений. Вначале дети выполняют упражнения молча, повторяя движения за взрослым (самостоятельно или с помощью взрослого), затем проговаривают отдельные слова, которые, как правило, завершают стихотворную строку, в завершение дети могут выполнять упражнение самостоятельно. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Различают самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.
Несколько примерных игровых упражнений самомассажа.
Утюг - ребенок действует подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).
Утюгом разгладим складки,
Будет все у нас в порядке.
Перегладим все штанишки
Зайцу, ежику и мишке.
Пила – ребром ладони ребенок имитирует работу пилой по всем направлениям тыльной стороны кистей рук. Кисть и предплечье при этом располагаются на столе.
Пила, пила, пила, пила!
Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее,
Печь истопим, всех согреем!
Тесто — основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
Тесто месим, тесто мнем,
Пирогов мы напечем
И с капустой, и с грибами.
Угостить вас пирогами?
Мама - самомассаж кисти руки со стороны ладони.
По головке мама гладит
Сына-малолеточку.
Так нежна её ладонь,
Словно вербы веточка.
Подрастай, сыночек милый,
Добрым, смелым, честным будь,
Набирай ума и силы
И меня не позабудь!
Терка — костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).
Дружно маме помогаем,
Теркой свеклу натираем,
Вместе с мамой варим щи,
Ты вкуснее поищи!
Приемы работы с Су-Джок шариком
1.
- Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый
сверху ладошкой правой руки и наоборот.
- Вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки.
- Катать в ладонях вперед и назад проходя всю поверхность кисти.
- Попеременно сжимать шарик кончиками пальцев: большим и
указательным, большим и средним и т.д. каждой рукой.
- Произвольно вращать шарик кончиками пальцев.
- Сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 с, а затем раскрывать
ладонь, полностью разведя пальцы в стороны и удерживать шарик в
центре ладони 5-10с.
- Передача шарика из руки в руку.
- Подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями
Массажное кольцо
- Надеть кольцо на большой палец, и передвигать его вверх- вниз 3 раза
(до конца), помогая большим и указательным пальцем другой руки.
Помассировать все пальцы рук.
- Массаж проводить 1-2раза в день. Время проведения 5-7 м.
Кольцо нельзя:
Растягивать, оставлять на пальце неподвижным.
Уважаемые родители, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно одеваться, есть, писать, закрывать дверь и выполнять другие действия без посторонней помощи, нужно упорно и непрерывно работать над мелкой моторикой, т.е. развивать координированные движения кистей и пальцев.
Подготовила:
Учитель-дефектолог:
Добронравова Е.Н.