Вы здесь

Back to top
Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП

«Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей с ДЦП»

         Дети с церебральным параличом – это дети с множественными

нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные

расстройства.

          Отставание в познавательном развитии проявляется во всех психических

процессах: внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.

В силу двигательной недостаточности нарушается формирование

восприятия предметов окружающего мира, а восприятие является базой для

развития мышления. У детей с ДЦП осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены. У многих детей может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо

предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые

испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Поэтому

необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных

ощущений.

          Для развития познавательной деятельности имеет большое значение

согласованность движений руки и глаза. Дети с ДЦП часто не следят глазами

за движением и действием своих рук, что препятствует формированию

предметно-практической деятельности, пространственных представлений и

предметно-действенного мышления, выработке навыков самообслуживания,

а в дальнейшем чтения и письма.

          Данными современной медицины доказана необходимость как можно

более раннего начала коррекционно - развивающей работы для детей с ДЦП,

потому что именно в первые годы жизни мозг ребенка развивается наиболее

интенсивно.

          Необходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное церебральным

параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Одним из направлений коррекционно - педагогической работы детей дошкольного возраста с ДЦП является работа по укреплению мышц мелкой моторики и движению кистей рук.

          От степени сформированности мелкой моторики пальцев рук зависит

речевое развитие ребенка. Чтобы работа по данному направлению была успешной, необходимо подобрать эффективные методы и приемы.

 При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук можно условно разделить на 3 составляющие:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Упражнение для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.
  • Подготовка руки к письму.

      Важной составляющей для развития мелкой моторики является самомассаж кисти и пальцев рук, который является подготовительным этапом к основному комплексу упражнений.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Обучение проводят в игровой форме, сопровождая чтением коротких стихотворений. Вначале дети выполняют упражнения молча, повторяя движения за взрослым (самостоятельно или с помощью взрослого), затем проговаривают отдельные слова, которые, как правило, завершают стихотворную строку, в завершение дети могут выполнять упражнение самостоятельно. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания. Различают самомассаж тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук.

Несколько примерных игровых упражнений самомассажа.

 

Утюг - ребенок действует подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

         Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

Пила – ребром ладони ребенок имитирует работу пилой по всем направлениям тыльной стороны кистей рук. Кисть и предплечье при этом располагаются на столе.

Пила, пила, пила, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

Тесто — основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

Угостить вас пирогами?

Мама  - самомассаж кисти руки со стороны ладони. 

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

Терка — костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

Ты вкуснее поищи!

Приемы работы с Су-Джок шариком

1.

  • Удерживать шарик на расправленной ладошке левой руки прижатый

сверху ладошкой правой руки и наоборот.

  • Вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки.
  •  Катать в ладонях вперед и назад проходя всю поверхность кисти.
  • Попеременно сжимать шарик кончиками пальцев: большим и

указательным, большим и средним и т.д. каждой рукой.

  • Произвольно вращать шарик кончиками пальцев.
  • Сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 с, а затем раскрывать

ладонь, полностью разведя пальцы в стороны и удерживать шарик в

центре ладони 5-10с.

  • Передача шарика из руки в руку.
  • Подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями

Массажное кольцо

  • Надеть кольцо на большой палец, и передвигать его вверх- вниз 3 раза

(до конца), помогая большим и указательным пальцем другой руки.

Помассировать все пальцы рук.

  • Массаж проводить 1-2раза в день. Время проведения 5-7 м.

Кольцо нельзя:

Растягивать, оставлять на пальце неподвижным.

             Уважаемые родители, чтобы ваш ребенок научился самостоятельно одеваться, есть, писать, закрывать дверь и выполнять другие действия без посторонней помощи, нужно упорно и непрерывно работать над мелкой моторикой, т.е. развивать координированные движения кистей и пальцев.  

Подготовила:

Учитель-дефектолог:

Добронравова Е.Н.

Вопрос к специалисту

Нажимая кнопку "Отправить" вы соглашаетесь на обработку и хранение персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности

Связаться с нами