У детей с тяжелыми множественными физическими и психическими нарушениями в развитии (ТМНР), часто оказываются несформированными элементарные игровые действия. Дети не проявляют интерес к игре и к игровому процессу. Чтобы ребенок смог овладеть игровой деятельностью, его нужно этому обучить. Дети с ТМНР, также как и сверстники испытывают потребность в общении, обучении, развитии.
Совместные игры детей с родителями приносят только пользу для развития ребенка. Взрослым очень важно организовать игру правильно и максимально заинтересовать в ней ребенка.
Играть с ребенком нужно в самые разнообразные игры: развивающие память, внимание, мышление, моторную и двигательную активность, коммуникативные способности, физическую выносливость и ловкость.
Рекомендации для родителей с детьми ТМНР.
Главная особенность игр для детей с ТМНР – создание доступной, понятной и посильной для ребенка игры, которая будет способствовать его развитию. Если ребенок не может выполнить игровое действие в предъявленном варианте, необходимо упростить и снизить требования до уровня, доступного ребенку. Когда ребенок справляется с поставленной задачей, попробуйте повысить уровень требований на основе той же игры, для того чтобы сформировать у ребенка более сложные игровые навыки.
Помните! Игровые действия должны быть доступны для ребенка с любым видом нарушений; следует структурировать содержание игры; соблюдать соотношения занимательных и обучающих моментов.
Игры должны быть обязательно:
- Эмоциональные – чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость;
- Познавательные, обучающие – ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить;
- Игры должны быть социально ориентированные.
Примерные игры:
- Игра «Найди пару» - можно использовать разные предметы: мяч, карандаш, расчёска и т.д.
- Звучащие и музыкальные игрушки. Бубен, барабан и т.д. Такие игрушки помогают в развитии координации движений и восприятии слуха.
- Ортопедические коврики.
- Тактильные игры. Это мячики, шарики, различные сенсорные кубики. Ребенок будет чувствовать пальчиками разнообразные текстуры.
- Рамки – вкладыши. Разной тематики: животные, сказки, геометрические фигуры.
- Пирамидки. Можно использовать разные пирамидки – с круглыми и с квадратными деталями, с деталями одинакового размера и собирающие от большого - к меньшему.
- Разрезные картинки. Картинки могут состоять из 2-3 частей (постепенно увеличивать количество деталей).
- Шнуровки. Простые детали со шнурком, заканчивающимся палочкой.
- Цветные коврики. Игры на внимание и развитие цветового восприятия. Ребенку нужно раскладывать «заплаточки» на цветные коврики так, чтобы они подходили по цвету и по форме.
- Карточки Домана. Они обогащают пассивный словарь ребенка, а также помогают в развитии зрительной памяти.
Вы должны знать!
Игры не должны быть однообразными.
Не надо использовать длинные и незнакомые слова в игре.
Речь должна быть ласковой и эмоциональной.
Ребенок должен чувствовать вашу помощь и поддержку.
Подготовила:
Учитель-дефектолог:
Добронравова Е.Н.